Тема лекции: Информация и ее функционирование в обществе

Лекция 5

План.

1. Аспекты менеджмента при разработке товарной стратегии.

2. Разработка международных товарных стратегий.

 

 

1. Аспекты менеджмента при разработке товарной стратегии.

 

 

 

 

Процедура выбора brand name:

1. Получение списка имен (собираются граждане разных стран - около 1000 человек, которых просят назвать имена, сочетающиеся в их воображении с товаром).

2. Отсеивание полученного списка имен лингвистами-специалистами (остается порядка 500 имен, которые передаются заказчику).

3. Заказчик отбирает около 50-100 имен.

4. Производится проверка оставшихся имен на регистрацию в интересующих заказчика странах (в итоге остается около 10 имен).

5. Принимается окончательное решение о выборе имени.

Факторы, лежащие в основе формирования brand name:

1. Географическое место или имя.

2. Слово, предполагающее характеристику или назначение товара.

3. Слово, которое очевидно описывает товар, но может не иметь значения для человек, не владеющего нужным иностранным языком.

4. Аббревиатура, не являющаяся словом или комбинацией слов.

 

Факторы, вызывающие изменения при разработке товара

 

Факторы Вид изменения
1. Уровень грамотности Упрощение товара с уменьшением уровня грамотности
2. Уровень дохода Изменение качества и цены
3. Процентная ставка Изменение качества и цены, так как доходность от вложения капитала в качество может не принести ожидаемого дохода (или наоборот)
4. Различие в стандартах Проведение переградуировки товара в соответствии с используемой системой измерений
5. Климатические условия Адоптация товара

 

 

2. Разработка международных товарных стратегий.

 

Виды товарных стратегий:

· стратегия расширения (использование тех же подходов, что и на домашнем рынке)

· стратегия адоптации (изменение товара с целью удовлетворения требований рынка)

· стратегия изобретательности (предполагает новый подход при разработке товарной стратегии)

 

Международные стратегии продукта

 

Концепции Функции товара Условия использо­вания товара Возмож­ность покупать товар Рекомен­дованная стратегия товара Рекомен­дованная стратегия коммуни­каций Примеры
Те же Те же есть Расширение Расширение Прохлади­тельные напитки
Другие Те же есть Расширение Адоптация Велосипеды
Те же Другие есть Адоптация Расширение Масляные присадки
Другие Другие есть Адоптация Адоптация Одежда, открытки
Те же ? есть Изобрета­тельность Изобрета­тельность Стиральные машины

 

 

Вопросы лекции:

1. Понятие информации и характеристика разных видов социальной информации

2. История развития информационных коммуникаций

3. Информационные рессурсы общества

Лавинообразный рост информации во второй половине ХХ в. породил всем хорошо известное явление, которое характеризуется метафорой «информационный взрыв». Следствием его явился информационный кризис – противоречие между быстро возрастающим потоком информации и ограниченными возможностями человека в восприятии ее. Подчас становится выгоднее создать новый материальный или информационный продукт, чем вести розыск его аналога, сделанного раньше.

Тем не менее, в условиях научно-технической революции научная информация является одним из национальных ресурсов, которые определяют, в конечном счете, социально-экономическое развитие страны.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы, фактов Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

Информация... Такое привычное, как будто бы не содержащее ничего таинственного, понятие Оно прочно вошло в нашу повседневную жизнь, и мы пользуемся им часто и уверенно, не вдумываясь в его смысл. Да, может быть, и не стоило бы вдумываться, если бы с некоторых пор человечество не почувствовало огромное влияние информационных процессов на всю историю своего развития, влияние, которое все возрастает и возможные последствия которого человечеству крайне важно предвидеть уже в настоящем.

Что же несет человеку воспринимаемая им из внешнего мира информация в наше время? На первый взгляд – комфорт. Информация – это и газетные полосы, и экраны телевизоров, и прогноз погоды, и объявление в аэропорту – ощутимые элементы жизни современного человека, несущие ему неисчислимые удобства и позволяющие сделать вывод о том, что чем больше информации, тем увереннее чувствует себя человек, тем больше его возможности и тем выше степень комфорта, который он ощущает.

Однако, приглядевшись повнимательнее, мы увидим, что информация несет нам не только комфорт, но и подвергает серьезному испытанию наш организм, все больше «переключая» его с физической деятельности, которая так естественна для него, на деятельность умственного, информационного характера, в которой наши мышцы не участвуют.

Как видим, влияние информации на жизнь нашего современника велико и противоречиво.

Можно выделить И. генетическую, внутриутробную, бытовую, донаучную и научную.

Информация выполняет важные функции:

· Номинации – обеспечивает индивидуализацию объектов, их качеств, отношений, что позволяет воспринимать их.

· Коммуникации – обеспечивает связь, обмен сигналами.

· Руководства – регулирует отношения личности и выбор оптимального режима жизнедеятельности.

· Адаптации – обеспечивает приспособляемость личности к окружающему миру.

· Аккумуляции – обеспечивает накопление природного и социального опыта, социальной памяти общества.

Информация дифференцируется в зависимости: от особенностей ее восприятия, от используемых выразительных средств, от способа отражения И. в сознании, от общественного назначения.

1. По особенностям восприятия – визуальная (зрительная), аудио (слуховая), аудиовизуальная (зрительно-слуховая), тактильная (осязательная), вкусовая и обонятельная;

2. По выразительным средствам – мимическая, звуковая (членораздельная и нечленораздельная речь), фиксированная знаковая (письмо, рисунок, чертеж и т.п.) ;

3. По способу отражения в сознании – логическая (объективная, исследовательская); эстетическая (образно-ассоциативная, субъективная).

4. По общественному назначениюмассовая (общественная, независимо от деления на социальные группы усредненная, чаще через СМИ); ориентированная на определенные социальные группы – возрастные, профессиональные, политические; личная – рассчитанная на конкретного человека.

Информационная потребность – осознанная или неосозданная субъектом необходимость в получении определенных сведений о действительности. Биологическая потребность позволяет сохранитьь себя как вид и присуща всему живому. Социальная потребность – потребность человека, дает возможность социальных контактов (непосредственных или опосредованных, через книгу и т.п.). Профессиональная потребность – потребность в получении профессиональной И. с целью выполнения проф. деятельности.

Итак, знание – сила. Тогда информация, питающая знание, – источник этой силы? Помноженные на труд, упорство и вдохновение, знания могут творить чудеса! Именно так и было на протяжении многих тысячелетий. Информация облегчала труд человека: знания позволяли ему придумывать различные приспособления, рычаги, двигатели, использующие силу пара, падающей воды, ветра и, наконец, силу атома. Всем, что имеет человек сейчас, он обязан своему умению воспринимать и обрабатывать информацию. Вся история становления и развития человека сопровождалась совершенствованием этого умения и ростом объема информации, накопленной обществом.

Генеалогическое информационное древо нашей цивилизации уходит корнями в глубины истории, к простейшим формам информационных связей и информационного общения.

Первую информационную революциюсвязывают с появлением языка, с технологией устной речи, се передачей, запоминанием, возмож­ностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческо­му сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения ин­формации.

Вторая информационная революциясвязана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расши­рило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало пред­посылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры.

Изобретение книгопечатания - одна из первых эффективных инфор­мационных технологий, приведшая к третьей информационной революции,которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используе­мых в обществе информационных документов, а самое главное - началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры.

Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ус­корить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты для большого количества людей одновременно и потребовало, в свою оче­редь большего распространения грамотности среди людей.

Четвертая информационнаяреволюция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления зна­ний. Данный этап информационной истории человечества привел к фор­мированию новой личности с иным уровнем информированности и ин­формационной культуры.

Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция,связан­ная с использованием в практике средств цифровой вычислительной тех­ники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние два­дцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело под­линный переворот в информационной сфере общества, во многом изме­нило психологию и практику научной, педагогической и производствен­ной деятельности людей.

Сегодня информатизация общества оказывает революционное воздей­ствие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому, по мнению К.К. Колина, разворачиваю­щийся на наших глазах процесс информатизации общества следует ква­лифицировать как новую социотехническую революцию, информацион­ную основу которой составляет шестая информационная революция,результатом которой станет формирование на нашей планете новой ци­вилизации - информационного общества.

Итак, с точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствова­ния информационной культуры не отвергает составляющие информаци­онной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходи­мые, тем самым обогащая содержание информационной культуры.

В процессе непосредственных или опосредованных отношений люди воспринимают, осмысливают, перерабатывают, создают и передают информацию, которая в совокупности составляет информационные ресурсы общества.

Основной единицей информационных ресурсов общества является законченный в смысловом отношении текст. Текст может существовать в устной и документной (фиксированной) форме. Устный текст передается посредством речи и не сохраняется во времени и пространстве. Фиксированный текст передается с помощью разнообразных средств сохранения информации и представляет собой документ.

Документ = фиксированная форма информации = единица информационных ресурсов общества .

С развитием науки и техники общество использовало различные носители информации – от камней, глиняных табличек, папируса, бересты до бумаги и машинных носителей, соответственно чему менялся вид документов. Умножалось и количество создаваемых документов.