Опорные понятия
Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика, 2005, № 8.
Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право, 2003, № 4.
План
ТЕМА 14. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НПА.
1. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, субъекты, цель
2. Виды систематизации:
2.1. учет,
2.2. инкорпорация,
2.3. кодификация,
2.4. консолидация, их признаки и виды.
25. Систематизация НПА в РБ: состояние и перспективы.
Литература:
Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 года (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 года) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 23 мая 2006 года, № 2/1216.
Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства // Журнал российского права, 2003, № 7.
Бошно С.В. Современное состояние теории и практики в сфере кодифицированных документов // Современное право, 2003, № 12.
Игнатьева И.А. Систематизация законодательства и проблемы формирования экологически ориентированной идеологии // Государство и право, 2007, № 5.
1. Законодательная техника - совокупность всех правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации для обеспечения совершенства законодательства
2. Инкорпорация - объединение в сборнике или собрании действующих нормативно-правовых актов в определённом порядке без изменения содержания
3. Кодекс - закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений
4. Кодификация - деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений
5. Консолидация - такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания
6. Неофициальная инкорпорация - внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов
7. Официальная инкорпорация - упорядочение правотворческим органом норм путём издания сборников действующих нормативно-правовых актов
8. Официозные собрания - собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения
9. Правотворческая деятельность - государственная деятельность, состоящая в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм
10. Правотворчество (нормотворчество) - осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты
11. Правотворчество (нормотворчество) - особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм
12. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм
13. Учёт законодательства и иных нормативных актов - деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учёт
Вопрос 1. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, субъекты, цель
Система действующих нормативных актов в современном цивилизованном государстве является весьма сложной вследствие как значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, издающихся правотворческими органами. Кроме того, система нормативных актов подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, акт президента и иной источник права нередко вносит коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.
Существует с древних времен: Законы Ману, Законы 12 таблиц, Русская Правда и др.
Чтобы в массе действующих и изменяющихся источников белорусского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, предприятия, да и работники, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно заниматься работой по приведению их в упорядоченную совокупность, систему. Подобного рода деятельность охватывается понятием систематизации нормативных актов. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, совершенствованию нормативно-правового материала, объединению НПА в единую согласованную систему.
Она тесно соприкасается с правотворчеством, но не совпадает с ним. При её осуществлении не вносятся изменения, дополнения в регламентацию общественных отношений, не происходит создание новых норм.
Значение: 1. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.
2. Устраняется множественность, раздробленность НПА, они упорядочиваются.
3. Устраняются пробелы в праве.
4. Систематизация прежде всего используется в качестве эффективного способа обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Достаточно широко систематизация применяется и в процессе правотворческой деятельности. Таким образом, систематизация – это, с одной стороны, специализированная правотворческая деятельность, а с другой, важная часть эффективного практического использования законодательства. Но, кроме того, имеется и еще одно назначение систематизации. Это еще и, как говорит Венгеров, средство расчистки накопившихся массивов нормативно-правовых актов, своего рода способ чистить правовые авгиевы конюшни.
Такую титаническую работу провели в XIX веке Сперанский и его помощники над российским законодательством. В результате Россия получила Свод законов, позволивший подготовить и провести в 60-х годах XIX века судебную и иные реформы. Упорядоченность общественной жизни становится возможной на прочной основе систематизированного законодательства.
И наоборот, переход уже вXX веке к тоталитарным формам правления и произвола в СССР оказался возможным при отказе от работ по систематизации законов. Работу над Сводом законов СССР в конце 20-х годов, как выразился Сталин, «отложили в сторону».
Пиголкин А.С. «Современная правовая практика знает и использует четыре способа систематизации нормативных актов: 1. сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности; 2. издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов; 3. объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт; 4. создание нового акта – кодекса или иного акта, приближающегося по своим юридическим качествам к кодексу, – путем переработки действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.
Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяются ее четыре вида: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.
В настоящее время Вишневский выделяет 3 вида: используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. Ещё одним видом систематизации выделяют учёт. Дробязко добавляет свод законов, «но … свод законов представляет собой не отдельную разновидность систематизации, отличающуюся от 1 3 характером и содержанием самого процесса, а является наиболее совершенным результатом комплексного применения этих видов.