Вопрос 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации используется ряд правил для обеспечения совершенства законодательства. Совокупность всех этих правил, средств и приемов образует законодательную технику. От соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных актов, высокий уровень учета и систематизация законодательства.

К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования:

• логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в акте;

• отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства;

• максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;

• ясность и доступность языка нормативных актов;

• точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;

• сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов.

Если к названным правилам присовокупить правила, средства и приемы формулирования, выяснения и обработки индивидуальных правовых актов, получим юридическую технику. Юридическая техника - совокупность средств, приёмов и правил, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных и иных актов. Некоторые ее требования (например, целесообразность; законность, грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п.) являются общими как для нормативных, так и для .индивидуальных актов.

Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует о юридической культуре, во многом обусловливает и соблюдение законности, и эффективность права. При издании правовых актов важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности и пробельности актов. Юридическая техника как раз и связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением.

В юридической технике большое значение имеет терминология. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство и тождествен­ность использования терминов в разных правовых актах, использование общепризнанных терминов, стабильность и устойчивость принятых обозначений. Используются три вида терминов - общеупотребительные, специальные юридические, специальные неюридические.

К средствам юридической техники, наряду с терминологией, относятся юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов.

Точность, лаконичность и строгость стиля являются характерными чертами языка нормативных актов. Законодательному тексту не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка.

В качестве юридической техники выступает текст документа с его реквизитами. Для нормативных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. Без таких официальных атрибутов, как указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов и порядкового номера издания, не может быть нормативного акта как официального документа. Большое внимание уделяется и структуре документа. При издании больших кодифицированных актов обычно выделяют общую и особенные части.

Важную роль в юридической технике отводят средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сначала - общих норм, затем -конкретизирующих и т.п.

Законодательные акты обычно делятся на статьи - это первичная структура текста с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правила требуют однородности ее содержания. Поэтому в статье чаще всего выражена одна правовая норма. Значительные по объему акты (кодифицированные) делятся на главы, разделы, части. Некоторые снабжаются преамбулами, I приложениями. Статьи, главы и разделы снабжаются заголовками, нумерацией и т.п.

Среди технико-юридических приемов выражения и изложения законодательной воли следует назвать:

а) абстрактный, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается обобщенными родовыми понятиями;

Б) казуистический,при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, индивидуальные признаки.

Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры. Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предписания.

Различаются три способа изложения элементов правовой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный. При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном - отсылка к другим нормам; при бланкетном способе изложения конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, норма, устанавливающая ответственность за нарушение правил техники безопасности).

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятие «правотворчество», «нормотворчество», «законотворчество».

2. Назовите виды правотворчества.

3. В соответствии с законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» выделите принципы правотворчества, раскройте их смысл.

4. Как обеспечивается гласность в деятельности нормотворческих органов Республики Беларусь?

5. Почему процесс правотворчества называют «технологией создания нормативных правовых актов»?

6. Перечислите стадии нормотворческого процесса.

7. Как осуществляется подзаконное нормотворчество?

8. Кто и на какой срок осуществляет планирование нормотворческой деятельности?

9. Кто является субъектами нормотворческой инициативы в Республике Беларусь?

10. Что включает в себя подготовка проектов нормативных актов?

11. Кто проводит экспертизу проекта?

12. Раскройте стадии нормотворческого процесса после внесения законопроекта на рассмотрение его палатами Парламента.