Вопрос 1

План

Тема 13. Правотворчество

Цель: выявить значение понятий «правотворчество», «законотворчество», «нормотворчество», проанализировать стадии правотворчества в республике Беларусь.

1. Понятие правотворчества, нормотворчества, законотворчества. Виды и субъекты правотворчества. Принципы правотворчества.

2. Стадии правотворчества РБ: законодательная инициатива, обсуждение проекта, официальное принятие, опубликование и введение в действие. Субъекты законодательной инициативы РБ.

3. Юридическая техника: юридическая терминология, юридические конструкции, способы конструирования НПА.

Литература:

1. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 года (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 года) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 23 мая 2006 года, № 2/1216.

  1. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства // Журнал российского права, 2003, № 7.
  2. Арзамасов Ю.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти // Государство и право, 2007, № 6.
  3. Басангов Д.А., Егорова Н.Е. Законодательная деятельность в Республике Беларусь: вопросы теории и практики// Журнал российского права, 2006, № 6.
  4. Бодак А. Проблемы нормотворчества в Республике Беларусь и пути их решения//Юстыцыя Беларусі, 2004, № 7.
  5. Бондарь Т. Основные направления совершенствования нормотворчества Республики Беларусь // Юстыцыя Беларусі, 2002, № 3.
  6. Гранкин И.В. От «нулевых чтений» к всенародному обсуждению законопроектов // Государство и право, 2007, № 7.
  7. Гуйда Е.В. Законодательный процесс: понятие и место в законотворческой деятельности // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь, 2000, № 4.
  8. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права, 2005, № 8.
  9. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право, 1995, № 10.
  10. Кашинский Ю. Об изменениях в официальном опубликовании правовых актов в Республике Беларусь // Юстыцыя Беларусі, 2006, № 4.
  11. Козик Л. Участие профсоюзов в нормотворческом процессе // Юстыцыя Беларусі, 2004, № 1.
  12. Мательский А. Типичные ошибки в нормотворческой деятельности // Юстыцыя Беларусі, 2003, № 4.
  13. Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики // Государство и право, 2007, № 6.
  14. Мурашко Л.О. Повышение ответственности законодателя в период трансформации общества // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь, 2000, № 1.
  15. Надеев П. Законотворческие ошибки // Российская юстиция, 2001, № 6.
  16. Пляхимович И. Законодательные характеристики государственных программ подготовки нормативных правовых актов // Юстыцыя Беларусі, 2006, № 6.
  17. Пляхимович И.И. Программы подготовки нормативных правовых актов: основные черты и системы // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь, 2006, № 2.
  18. Сильченко Н.В. Концепция совершенствования законодательства: понятие, структура, содержание // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь, 2001, № 3.
  19. Соловьев Н.Я., Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судебное право // Государство и право, 2007, № 10.

Опорные понятия …………………………………………………….


1. Государственное правотворчество - выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке

2. Законодательная техника - совокупность всех правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации для обеспечения совершенства законодательства

3. Коллизия норм - регулирование одного и того же вопроса двумя или более фор­мально действующими нормами несовпадающего или даже противоречивого содержания

4. Норма права -установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, закрепляющее права и обязанности участников правоотношений

5. Правотворческая деятельность - государственная деятельность, состоящая в издании норм пра­ва, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм

6. Правотворческий процесс - технология создания нормативных актов и доведение их пред­писаний до адресатов

7. Правотворчество (нормотворчество) - осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предла­гаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты

8. Правотворчество (нормотворчество) - особая форма управленческой деятельности государства, осно­ванная на познании объективных общечеловеческих потребно­стей, интересов индивидов и их социальных образований и на­правленная на создание, изменение или отмену правовых норм

9. Юридическая техника - совокупность средств, приёмов и правил, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правопри­менительных, интерпретационных и иных актов

 

Нормотворчество в правовой сфере - это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государст­венной воли в закон.

Изначально право формируется естественно исторически, до и независимо от деятельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования - возникновение объективно обус­ловленной потребности в юридическом регулировании общест­венных отношений. Эта потребность в конечном счете обуслов­лена экономическим базисом, но ближайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические, классовые и иные общественные интересы.

На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение специальная

целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественной

потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения.

Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные

предписания общего характера, и является правовым нормотворчеством.

Правотворчество (нормотворчество) - это особая форма управленчес­кой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Различают непосредственное и государственное правотворчество.

Нормотворческая деятельность - научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов;

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественны­ми организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называется правотворческим процессом. Правотворческий процесс - это технология создания нормативных актов и доведение их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами.

 

Правотворчество может выражаться в виде принятия единич­ного акта, содержащего

отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного

(кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм.

Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С его

помо­щью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям

права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью

единичных актов правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное

законодательство. В ходе текущего правотворчества устраняются противоречия и пробелы

в законодательстве.

При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их

систематизации используется ряд правил для обеспечения совершенства законодательства. Совокупность всех этих правил, средств и приемов образует законодательную технику.