Нормативистская концепция правопонимания (Г. Кельзен, Д. Остин, Г.Ф. Шершеневич).
Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, не признание естественной природы прав человека.
Историческая школа права
Основоположниками исторической школы права, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы.
Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);
основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;
официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
К достоинствам теории можно отнести те факты, что:
обычай действительно предшествовал появлению права;
принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения;
теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи.
Нормативистская теория права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев - русский ученый- правовед.
Исходная идея – представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная («суверенная») норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает юридическую силу и законность в норме большей юридической силы.
Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.
В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.
2. Суть нормативистской теории составляют следующие положения:
право является пирамидой норм;
во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);
каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;
сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);
право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чистом виде".
3. К достоинствам теории можно отнести следующие:
признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до
суверенной нормы высшей юридической силы;
идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;
признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д.,
следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.
4. Главный недостаток теории - уклон к формальной стороне права в ущерб его содержательной стороны; отрицание связи права с иными социальными регуляторами.