Нормативистская концепция правопонимания (Г. Кельзен, Д. Остин, Г.Ф. Шершеневич).

Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, не признание естественной природы прав человека.

Историческая школа права

Основоположниками исторической школы права, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);

основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

К достоинствам теории можно отнести те факты, что:

обычай действительно предшествовал появлению права;

принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения;

теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи.

 

Нормативистская теория права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев - русский ученый- правовед.

Исходная идея – представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная («суверенная») норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает юридическую силу и законность в норме большей юридической силы.

Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

2. Суть нормативистской теории составляют следующие положения:

право является пирамидой норм;

во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;

сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;

право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);

право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чистом виде".

3. К достоинствам теории можно отнести следующие:

признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до

суверенной нормы высшей юридической силы;

идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д.,

следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.

4. Главный недостаток теории - уклон к формальной стороне права в ущерб его содержательной стороны; отрицание связи права с иными социальными регуляторами.