Недостатки: размытость понятия «право», его недостаточная формализованность.

Нравственная (естественно-правовая) концепция правопонимания.

В основу нравственной концепции положены идейные, духовные начала. Истоки концепции – в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

Она включает следующие теории:

1) естественно-правовую (Гуто Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс);

2) психологическую (Л. Петражицкий, Росс, Рейснер).

3) солидаристскую (Л. Дюги);

4) историческую (Густав Гуго, К. Савиньи, Ф. Пухта).

 

Основные достоинства нравственной теории правопонимания:

· утверждение идеи естественных прав человека;

· соединение права с нравственностью.

 

Основной тезис теории естественного права(Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII–XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Согласно теории возрожденного естественного права(современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления – неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм– по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктринаестественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естестве'нной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Суть теории естественного права в том, что:

право и закон - не одно и то же;

законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;

право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

фактически право и мораль едины;

не всегда законы соответствуют естественному праву;

права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Достоинствами теории являются:

1. прогрессивность;

2. признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

3. допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

1. прямое отождествление права и морали;

2. противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных

3. юридических норм и абстрактных идей;

4. преувеличение роли неписаного права;

5. различное понимание людьми идей справедливости.