Философско-этическое учение о праве.

Богоданность права проявилась и в средине веха (Аквинский и вплоть до наших дней (неотомисты в естественно-правовом направлении).

Устойчивость объясняется:

1. Стремлением авторов придать праву самый высокий авторитет и устойчивость

2. Право – явление сложное, далеко не исследованное и поэтому объясняемое божественной волей.

3. Познание Истины не всегда сопряжено с доказательствами, имеет и теологический и научно-фантастический аспект.

 

 

В 1 тыс. до н.э. появляется тенденция к светскому пониманию сущности права.

Дрейний Китай Ло-цзы создает теорию даосизма. Согласно ей порядок в природе является результатом Дао – всеобщей естественной закономерности. Дао – высшая добродетель, основа справедливости. Действие Дао – непрерывное совершенствование. Человек, следуя Дао, не может ввергнуться в пучину несчастий. Закон Дао нужно соблюдать и в законодательстве, и в взаимоотношениях между людьми.

Высочайшего уровня светское учение о праве достигло в Древней Греции и Риме.

Учение Сократа о праве связывается с природой человека, прежде всего с разумом как основой жизни и справедливым поведением. Постигнутая разумом справедливость и является основой права. Справедливость – равенство, разумно взвешенные интересы, воплощенные в законах, добровольное подчинение им. Законы должны создаваться меньшинством (аристократами), исходить из разумных начал. Различал закон и естественное право. Соответствие закона ест. праву и ведет к установлению справедливости.

Аристотель делил право на естественное (основа действующего в государстве права, оно имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания) и условное (волеустанволенное) – подобное мерам, разное везде.

Древнеримские юристы создали юрид. науку.Определяли право как воплощение разума, добра и справедливости.

Цицерон – выделял естественное и писаное право, основой его считал справедливость. Естественное право (высший закон) возникло раньше, чем писаный закон. Справедливость не определяется мнением людей, а природой. Устанавливаемые людьми законы не могут нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия, благо из зла.

Павел «право означает то, что всегда является справедливым и добрым»Под справедливостью понималост равенство, соразмерность, эквивалентность во взаимоотношениях между людьми.

По Ульпиану справедливость воплощается в принципах :жить честно, не причинять вреда другим, каждому предоставлять то, что ему принадлежит. «Юриспруденция - познание божественных и человеческих дел знание справедливого и несправедливого». Он поделил право на публичное (относится к положению государства) и частное(к пользе отдельных людей):

Естественное право - совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего. Зиждется на естественной необходимости.

Право народов – общие права всех людей как участников торгового оборота, основанные на общем признании.

Цивильное право- право конкретного народа, действующего в конкретном государстве.

 

Вопрос 2. Классические концепции права: нравственная, нормативистская, социологическая. Марксистская концепция.