Теологическое понимание права

Впервые возникли в обществах Древнего Востока (Египта, Индии, Китае), где устанавливались правила поведения всеобщие для всех, объективно необходимые для организации жизни и деятельности людей и нуждающиеся в защите самой мощной социальной силы - государства.

Право интерпретировалось, как справедливый порядок, установленный Богом и обеспечиваемый правителем с помощью государственного аппарата.

Древний Египет глава администрации Фараон Птахотеп суть права обозначал «маат» - божественный и справедливый порядок во взаимоотношениях между свободными людьми, установленный богиней правосудия. Это порядок, при котором низшие (плохие) подчиняются высшим (благородным); соблюдается принцип социальной иерархической пирамиды: боги, покровительствующие Египту, фараоны, жрецы, знать, земледельцы и ремесленники, а в основании – рабы. Фараон, обеспечивая порядок, должен вести войну против анархии, несправедливости, обмана и богохульства.

Древнеиндийский юридический памятник Веды (2 тыс. до н.э.) – рта – мировой естественный закон, определяющий строение общества, деление людей на созданные Богом 4 варны ( брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) их место, роль, соц. положение. Между Варнами должно строго соблюдаться соподчинение, все должны следовать божественному закону (дхарме), долгу, обычаям.

Китай мыслитель Кун-цзы, порядок взаимоотношений между людьми устанавливает император, который является сыном неба, отцом большой семьи. Порядок по Конфуцию, основывается не на законе, нес помощью наказания, а посредством добродетели (включает правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, долга). Законодательству Конфуций уделял вспомогательную роль в упорядочении общ. отношений.

Др.Греция – Гомер «Илиада», «Одиссея» обычай, обычное парво предопределено богиней правды, олицетвлряющей справедливость.