Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе. // Госу­дарство и право. - 1993. - № б.

Кожевников С.Н. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ // Юрист. – 2000. - № 4.

Величко В.С., Сыроватко М.М. Объективное и субъективное в праве // Юрист. – 2001. - № 12.

Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах). Учеб­ное пособие. - М., 1996.

Молчанов А.О. К проблеме соотношения права и закона в РФ // Современное право. – 2001. - № 7.

Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т.Т.2 - Теория права / Отв.ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1998.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1996.

Вопрос 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Значение понятия права и его интерпретация. Определение понятия права имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, от его содержания и формы зависят направление научного анализа в правоведении и его результаты, во-вторых, оно жизненно важно при непосредственном применении юридических норм надлежащими органами и лицами, так как в соответствии с ним нередко решается основной вопрос практической юриспруденции - правомерность поведения субъектов.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно - способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия «право» стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости. Как следствие, в философских, юридических, политических, этических доктринах, в практике политической борьбы как в прошлом, так и в настоящем, неравнозначные по своему содержанию понятия обозначены термином «право». В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия в конечном счете порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права.

Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Под сущностью права, как правило, понимают выраженную в его предписаниях волю или большинства людей (общую волю), или определенной группы людей (классовую волю).

Независимо от того, кто является источником этой воли (общество в целом или определенный класс, социальная группа), воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражение, является результатом согласования или группы лиц, стоящих у верхушки государственной власти, или участников регулируемых отношений (и в силу этого выступает именно общей волей, которая в той или иной мере приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права).

Сущность права, в зависимости от того, чьи интересы право обслуживает (кто определяет, какие отношения будут урегулированы правом, а какие - нет), можно рассматривать исходя из классового подхода, в рамках которого право выражает возведенную в закон волю господствующего класса, и общесоциального подхода, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

В содержании праве следует различать конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным, обслуживает разные общества в их тысячелетнем развитии.

Логическое содержание права подтверждает, «что, как бы по смыслу ни разнились правила поведения (нормы), в каких бы областях они не действо­вали, речь идет об одном - о применении равного масштаба (меры) к неравным людям».

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения обще­ственного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобре­тает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее: право выступает 1) в форме идей, представле­ний; 2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства; 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания, права. В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права - идеи, нормы или действия (отношения).

В предшествующей главе было показано, что для представите­лей естественно-правового направления и так называемой пси­хологической школы правовые идеи выступают первоосновой, главным компонентном права. Нормы или же действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписа­ния. Это, поих мнению, и является собственно правом, регуля­тором поведения. Сторонники так называемого социологического направления приоритетным в содержании права признают действия или отношения.

Узконормативный подход не дает ответа на вопрос о том, что есть недействующее право («не соприкасающееся» с сознанием адресатов права или не воспринимаемоеими и не реализующееся в их практических действиях).

Опасность одностороннего подхода к праву - узконормативного или широкого - сейчас очевидна. Только интегративный подход позволяет отразить в праве как нормативные свойства, так и его деятельностный характер. В таком аспекте право пред­станет реальной силой общества, противоречащей произволу и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отноше­нию к праву - оно не «производит» право, но обеспечивает его на всех стадиях бытия права. Данный подход позволяет более точно подойти к оценке соотношения объективного и субъек­тивного в праве, осмыслить роль фактической правомерной дея­тельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами.Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессио­нальное правосознание на понимание того, что правовое регули­рование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обязанностей средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, требуемые ресурсы, наличие специальных структур, способных применять право и при необходимости принуждать к его исполнению.