Примирительная теория (Г.Бергман, Э.Аннерс). Право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а между родами.

В роде царил мир и стабильность, между родами постоянно были конфликты. ИМЕННО ИЗ ДОГОВОРОВ О ПРИМЕРЕНИИ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ ПЕРВОНАЧАЛЬНО С Помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло примирительное право. Со временем договор примирения перерос в правила, правые нормы.

2. Регулятивная теория. Азиатские станы.Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей старны.

3. естественно-правовую теорию. Возникла до Рождества Христова. Конфуций, Аристотель, Цицерон. 17 – 18 век – Т.Гоббс,Дж.Локк, Ж.Ж.Русс. В 20 в. Р.Штаммлер, А.Кауфман и др. Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто — ни общество, ни государство — человеку не дарует. Они

— эти права — являются условиями существования человека и его жизнедеятельности. В числе таких прав

— право на жизнь, свободу, равенство, собственность и др. Следовательно, утверждала эта теория, естественное право — это высшее право по отношению к действующему праву (законам, обычаям, прецедентам), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость.

Теория естественного права, таким образом, снимала по существу проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства, классовых и иных социальных структур, потребностей общества и самого права как появляющегося на определенном этапе объективного результата развития, регулятивной системы.

Тем самым она от изучения и объяснения объективных процессов возникновения права уходила в абстрактное признание уже существующей некоторой суммы прав у каждого человека. В то же время эта теория несла в себе социальный заряд большой мощности, так как позволяла с позиций справедливости, гуманизма, либерального демократизма, просто разумности оценивать и соответственно критиковать действующее право, если таковое становилось тормозом общественного развития, преградой к благоденствию общества.