Миф – предание, сказание, повествование о богах, обожествленных героях, первопредках, возникшее в первобытном обществе.

Обряды – правила поведения, заключающиеся в символических действиях, но в отличие от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие идеологические цели. С их помощью определенные чувства внушаются подрастающему поколению.

Дозволения (разрешения), определяя поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территории, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т.д.

Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных, распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку, участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.

Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешание; колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица — колдуны); похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалетности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности и т.п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок). Однако, все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы, а обеспечивали лишь наиболее эффектив-ные формы присвоения предметов природы и их переработки, приспособления для удовлетворения потребностей человека.

Формы выражения. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах. Поэтому И.Кант говорил,ч то в традиционном обществе «мертвые управляют живыми». Она не знает письменного закрепления .

  1. Ритуал – правило поведения, в которой акцент делается на внешней форме его исполнена. Выполняли компенсаторную и регулятивную функции.

В ритуале содержание не столь важно, т.к. доминирующее значение имела форма, поэтому ритуал можно назвать церемонией, которая отличалась красочностью, театрализованностью, массовостью. Цель ритуала – внушить определенные чувства. Задать настроение людей. Ритуал выполнял компенсаторную функцию. (разный ритуал охотников, но цель одна – исполняя ритуал охотники могут быть уверены, что Бог охоты поможет им). Во дворце, где священные реликвии, посвящение в тайны ритуала, получение благословения божества океана, провести церемонию изгнания дьявольских сил, взять широкий и плоский меч, которым нельзя было поранить, давал клятву, надевал спец. Шапочку, брал в руку скипетр. Маска

Убийство леопарда африканцами. 7 раз сказать, что убил лесного леопарда. Обряд инициации. – переход в другую половозрастную группу, введение в полноправные члены рода.

В них в наглядно-образной форме преподносятся явления природы и общественной жизни. Они выполняют познавательную, нормативно-регулятивную и идеологическую функции. Мифы соединяли и подлинные знания, и вымысел, и нравственные предписания, и религиозные.

Зевс полюбил ИО, Гера приказала стеречь корову Аргусу, у него было 100 глаз. Гермес освободил Ио, оводень, нашала счастье только в Египте, как предсказал Прометей.