Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие затрат на производство и реализацию продукции от других видов затрат предприятия? В чем состоит сущность издержек производства зарубежных фирм? Каковы особенности их определения?

2. Что включается в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции? Каковы их классификации?

3. В чем назначение группировки затрат по экономическим элементам?

4. В чем экономическое назначение классификации затрат по статьям калькуляции?

5. Перечислите основные виды калькуляции. Каков порядок определения себестоимости единицы изделий?

6. Каков порядок определения себестоимости продукции для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения?

7. Дайте определение постоянных, переменных, валовых, средних и предельных затрат.


Тема 10. Цена, ее виды, системы цен. Методы формирования цен

1.Механизм ценообразования

2.Виды цен

3.3. Ценовая политика предприятия

1. Механизм ценообразования

Ценообразование в торговой деятельности представляет собой наиболее важную часть процесса осуществления торговли. Поскольку торговые организации не создают новых ценностей, то есть не создают прибавочного продукта, то цена - один из основных источников формирования прибыли продавца.

Механизм ценообразования предполагает различные принципы, закономерности, а также методы формирования цены, в данном случае цены реализации. В процессе ценообразования продавец оперирует такими терминами как состав, структура цены, индекс цен, цены на аналогичный товар, цены конкурентов, издержки обращения, норма прибыли и так далее. В общем смысле можно заключить, что при установлении цены торговая организация по мере своих усилий старается учесть все факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на цену и ее уровень. В общем виде структура механизма ценообразования представлена на рисунке 1 .

Механизм ценообразования в торговой деятельности предполагает различные методы формирования цены, основными из которых являются:

Затратный метод, который предполагает:

1) метод полных затрат;

2) метод прямых затрат;

3) метод точки безубыточности;

4) метод предельных (маржинальных) затрат;

5) метод учета рентабельности собственного капитала;

6) метод учета эффективности использования инвестиций.

Рыночный метод:

1) метод на основе воспринимаемой ценности товара;

2) метод оценки максимально приемлемой цены;

3) состязательный метод;

4) метод следования за рыночными ценами.

 

 

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ Структура механизма ценообразования │

└─────────────────────────┬────────────────────────────┘

┌────────────────┴────────────────────┐

│ │

┌───────┴───────┐ ┌────────┴──────┐

│ методология │ ┌─┤ политика цен │

│ценообразования├◄─────────────────┤ └────────┬──────┘

└───────┬───────┘ │ ┌────────┴──────┐

│ │ │стратегия цено-│

┌──────────┴──────┐ └─┤ образования │

│ │ └────────┬──────┘

┌──────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴──────┐

│ принципы │ │ методика │ │тактика цено-│

│формирования│ │ценообразо-├◄──────────────┤ образования │

│ цен │ │ вания │ └────────┬──────┘

└──────┬─────┘ └─────┬─────┘ ┌───────┴──────┐

│ │ ┌──────┴───┐ ┌──────┴────────────┐

│ ┌─────┴──────┐ │изменение │ │психо-эмоциональное│

│ │ методика │ ┌─┤цены това-├◄─►┤воздействие на по-├─┐

┌───────┘ │формирования├───┐ │ │ра │ │купателя │ │

│ │ цен │ │ │ └──────────┘ └───────────────────┘ │

│ └────────────┘ │ │ │

│ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐ │

├──┤обоснованность│ │ рыночный ├─┤ │ │неокругленные числа ├─┤

│ └──────────────┘ └────────────┘ │ │ └────────────────────┘ │

│ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ │ │ ┌─────────┐ ┌────────────────────┐ │

├──┤ единство │ │ затратный ├─┤ ├──┤ скидки │ │ приятные цифры цен ├─┤

│ └──────────────┘ └────────────┘ │ │ └─────────┘ └────────────────────┘ │

│ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ │ │ ┌─────────┐ ┌────────────────────┐ │

├──┤целенаправлен-│ │ параметри- ├─┤ ├──┤надбавки │ │процентное изменение├─┤

│ │ ность │ │ ческий │ │ │ └─────────┘ └────────────────────┘ │

│ └──────────────┘ └────────────┘ │ │ ┌─────────┐ ┌────────────────────┐ │

│ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ │ └──┤ услуги │ │ прием поощрений ├─┤

├──┤ контроль │ │администра- ├─┘ └─────────┘ └────────────────────┘ │

│ └──────────────┘ │тивный │ ┌────────────────────┐ │

│ ┌──────────────┐ └────────────┘ │ метод ажиотажа ├─┤

└──┤непрерывность │ └────────────────────┘ │

└──────────────┘ ┌────────────────────┐ │

│ метод убеждения ├─┤

└────────────────────┘ │

┌────────────────────┐ │

│ эффект упаковки ├─┤

└────────────────────┘ │

┌────────────────────┐ │

│ метод логики ├─┘

└────────────────────┘