Вопросы для самопроверки
1. В чем отличие затрат на производство и реализацию продукции от других видов затрат предприятия? В чем состоит сущность издержек производства зарубежных фирм? Каковы особенности их определения?
2. Что включается в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции? Каковы их классификации?
3. В чем назначение группировки затрат по экономическим элементам?
4. В чем экономическое назначение классификации затрат по статьям калькуляции?
5. Перечислите основные виды калькуляции. Каков порядок определения себестоимости единицы изделий?
6. Каков порядок определения себестоимости продукции для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения?
7. Дайте определение постоянных, переменных, валовых, средних и предельных затрат.
Тема 10. Цена, ее виды, системы цен. Методы формирования цен
1.Механизм ценообразования
2.Виды цен
3.3. Ценовая политика предприятия
1. Механизм ценообразования
Ценообразование в торговой деятельности представляет собой наиболее важную часть процесса осуществления торговли. Поскольку торговые организации не создают новых ценностей, то есть не создают прибавочного продукта, то цена - один из основных источников формирования прибыли продавца.
Механизм ценообразования предполагает различные принципы, закономерности, а также методы формирования цены, в данном случае цены реализации. В процессе ценообразования продавец оперирует такими терминами как состав, структура цены, индекс цен, цены на аналогичный товар, цены конкурентов, издержки обращения, норма прибыли и так далее. В общем смысле можно заключить, что при установлении цены торговая организация по мере своих усилий старается учесть все факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на цену и ее уровень. В общем виде структура механизма ценообразования представлена на рисунке 1 .
Механизм ценообразования в торговой деятельности предполагает различные методы формирования цены, основными из которых являются:
Затратный метод, который предполагает:
1) метод полных затрат;
2) метод прямых затрат;
3) метод точки безубыточности;
4) метод предельных (маржинальных) затрат;
5) метод учета рентабельности собственного капитала;
6) метод учета эффективности использования инвестиций.
Рыночный метод:
1) метод на основе воспринимаемой ценности товара;
2) метод оценки максимально приемлемой цены;
3) состязательный метод;
4) метод следования за рыночными ценами.
┌──────────────────────────────────────────────────────┐
│ Структура механизма ценообразования │
└─────────────────────────┬────────────────────────────┘
│
┌────────────────┴────────────────────┐
│ │
┌───────┴───────┐ ┌────────┴──────┐
│ методология │ ┌─┤ политика цен │
│ценообразования├◄─────────────────┤ └────────┬──────┘
└───────┬───────┘ │ ┌────────┴──────┐
│ │ │стратегия цено-│
┌──────────┴──────┐ └─┤ образования │
│ │ └────────┬──────┘
┌──────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴──────┐
│ принципы │ │ методика │ │тактика цено-│
│формирования│ │ценообразо-├◄──────────────┤ образования │
│ цен │ │ вания │ └────────┬──────┘
└──────┬─────┘ └─────┬─────┘ ┌───────┴──────┐
│ │ ┌──────┴───┐ ┌──────┴────────────┐
│ ┌─────┴──────┐ │изменение │ │психо-эмоциональное│
│ │ методика │ ┌─┤цены това-├◄─►┤воздействие на по-├─┐
┌───────┘ │формирования├───┐ │ │ра │ │купателя │ │
│ │ цен │ │ │ └──────────┘ └───────────────────┘ │
│ └────────────┘ │ │ │
│ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐ │
├──┤обоснованность│ │ рыночный ├─┤ │ │неокругленные числа ├─┤
│ └──────────────┘ └────────────┘ │ │ └────────────────────┘ │
│ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ │ │ ┌─────────┐ ┌────────────────────┐ │
├──┤ единство │ │ затратный ├─┤ ├──┤ скидки │ │ приятные цифры цен ├─┤
│ └──────────────┘ └────────────┘ │ │ └─────────┘ └────────────────────┘ │
│ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ │ │ ┌─────────┐ ┌────────────────────┐ │
├──┤целенаправлен-│ │ параметри- ├─┤ ├──┤надбавки │ │процентное изменение├─┤
│ │ ность │ │ ческий │ │ │ └─────────┘ └────────────────────┘ │
│ └──────────────┘ └────────────┘ │ │ ┌─────────┐ ┌────────────────────┐ │
│ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ │ └──┤ услуги │ │ прием поощрений ├─┤
├──┤ контроль │ │администра- ├─┘ └─────────┘ └────────────────────┘ │
│ └──────────────┘ │тивный │ ┌────────────────────┐ │
│ ┌──────────────┐ └────────────┘ │ метод ажиотажа ├─┤
└──┤непрерывность │ └────────────────────┘ │
└──────────────┘ ┌────────────────────┐ │
│ метод убеждения ├─┤
└────────────────────┘ │
┌────────────────────┐ │
│ эффект упаковки ├─┤
└────────────────────┘ │
┌────────────────────┐ │
│ метод логики ├─┘
└────────────────────┘