Планирование численности на торговом предприятии. Штатное расписание.

В деле воздействия на улучшение показателей по труду большое значение имеет использование норм затрат труда.

Комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, технического оснащения и организации производства данного предприятия, и представляет собой нормы затрат труда.

Для торговых предприятий из всей совокупности нормзатрат труда очень вжным является нормирование численности. Норма численности работников представляет собой число работников определенной профессии, квалификации для выполнения работ на данном участке. Такие нормы были разработаны до 1992 года и используются иногда и сейчас.

Нормативная численность руководящих работников, специалистов и служащих устанавливается по функциям и должностям в зависимости от факторов, влияющих на трудоемкость выполнения работ.

Численность работников новых магазинов, устанавливается в соответствии с нормами с учетом фактической численности магазинов, подобных вновь открывающемуся.

По действующим предприятиям изучают существующие организационно-технические условия работы, данные о сложившейся численности работников в магазинах, возможности по устранению нерациональных затрат рабочего времени и на этой основе устанавливают плановую численность работников.

Плановая численность является средней. При обосновании планов важно устанавливать и явочную численность работников. Для крупных магазинов она колеблется. В связи с этим в дни (часы) наибольшего притока покупателей возможно предусматривать привлечение к работе на неполный рабочий день студентов, безработных, пенсионеров.

Путем суммирования численности работников магазинов, специалистов, руководителей и служащих определяют общую численность работников предприятия. Затем ее проверяют, анализируют и после этого утверждают плановую численность работников и штатное расписание. Основные параметры, которые должны быть зафиксированы в коллективном договоре.

Планирование численности продавцов рассмотрим на практическом примере.

Данные для расчета:

Площадь торгового зала продовольственного магазина равна 600 кв. м., норматив средней площади одного условного рабочего места 20 кв.м,. Предприятие работает с 9 часов до 22 часов., перерыв 1 час, без выходных. Подготовительно-заключительное время (ПЗВ) 20 минут в день. В магазине 5 руководящих работников неполностью загружены по основной работе и 15% рабочего времени должны подменять продавцов. Рассчитать численность продавцов на планируемый год.

Справочно: в планируемом году выходных – 102 дня; праздников – 11 дней. Отпуск - 28 календарных дней, невыход по уважительным причинам – 7 дней.

1.Рассчитываем количество рабочих мест:

2. Рассчитываем явочную численность

Недельный фонд рабочего времени магазина (НФРВм) = раб часы в день * кол-во раб. дней в неделю

Недельный фонд рабочего времени продавца (НФРВп) = 40 часов по Трудовому Кодексу

Подготовительно-заключительное время (ПЗВ) = 20 * 7 (дней) = 140 минут = 140/60 = 2,33 час

3.Рассчитываем коэффициент увеличения численности, который необходим при предоставлении отпуска или невыхода на работу продавцов по уважительной причине

4.Рассчитываем среднюю численность (максимальную)

5.Расчитываем коэффициент замены

6.Рассчитываем плановую численность продавцов

Штатное расписание — форма отчётности юридического лица, организационно-распорядительный документ, отображающий структуру компании, численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы. Кроме того, оно включает в себя также учёт всех возможных дополнительных выплат сотрудникам — премий, компенсаций и т. д. в зависимости от занимаемой должности. Штатное расписание оформляется в унифицированной форме № Т-3.


 

Выводы:

1. Трудовые отношения – это многоаспектная система взаимоотношений между государством и трудящимися, предприятиями (фирмами) и работниками, работодателями и работниками. Они имеют большое значение для деятельности предприятия (фирмы), так как от них зависит уровень производительности труда отдельных работников и всего коллектива в целом и использование капитала, конкурентоспособность предприятия (фирмы) на рынке.

2. Важным элементом рынка труда является кадровая работа на предприятиях (фирмах). Она включает процесс найма рабочей силы, мотивацию труда, профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

3. С переходом к рыночным отношениям возникает целый ряд важных социальных задач, связанных с занятостью, и, прежде всего с трудоустройством тех, кто по тем или иным причинам оказался безработным. Эта задача как общества в целом, так и каждого отдельного предприятия.

Термины и понятия

Производственный персонал

Производительность труда

Трудовой договор

Заработная плата

Номинальная и реальная заработная плата

Управление трудом

Мотивация труда

 

Ключевые вопросы:

1. Дайте понятие «Персонал предприятия» и как он классифицируется на предприятии

2. Назовите элементы организации оплаты труда на предприятии

3. Назовите основные элементы тарифной системы и объясните их назначение.

4. Какие формы и системы оплаты труда работников торгового предприятия используются в нашей стране?

5. Как построена система премирования на предприятиях торговли?

6. Раскройте механизм формирования расходов на оплату труда торгового предприятия.

7. Назовите основные методы планового обоснования показателей по труду и раскройте их содержание.

8. По какой методике планируется численность продавцов на предприятиях торговли, какая информация для этого необходима?


Тема 8 «Производственная программа и производственная мощность предприятия»

1. Производственная программа предприятия

2. производственная мощность предприятия.

1.Производственная программа предприятия.

Производственная программа (ПП)– это развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции и устанавливаемый исходя из потребностей рынка.

Разработка производственной программы осуществляется в следующей последовательности:

1) определение потребности в выпускаемой продукции;

2) составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;

4) соотнесение производственной программы с имеющимися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощностью. При необходимости (например, в случае дефицита какого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу;

5) расчет объема продукции в стоимостном выражении.

Производственная программа характеризуется системой следующих показателей (рис. 1). Показатели ПП распадаются на две большие группы:

– количественные, характеризующие объемы производимой продукции и динамику их изменений;

– качественные, отражающие производственно-технические (материалоемкость, точность, мощность) и эксплуатационные (надежность, ремонтопригодность) достоинства производимой продукции.

Качественные показатели не являются предметом изучения в данной теме, но они могут быть представлены достаточно сложной системой самостоятельных показателей.

Различают абсолютные и относительные количественные показатели.

Абсолютные показатели отражают объем производимой продукции в натуральных (условно-натуральных); трудовых (временных) и стоимостных показателях.

При составлении производственной программы используются натуральные (условно-натуральные) и стоимостные показатели.

Натуральные показатели (номенклатура и ассортимент) наиболее точно отражают объем изготавливаемой продукции и выражаются в штуках, тоннах, кубометрах и других физических единицах измерения. Они являются базой основных технико-экономических плановых расчетов, служат исходными величинами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях. Однако из-за большого разнообразия выпускаемой продукции зачастую невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели.

Номенклатура продукции – это состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям.

Ассортимент – это состав данного вида (наименования) продукции по типам, маркам, профилям, сортам и т.п.

Рис. 1. Система показателей производственной программы

Товарооборот (Т) – это объём реализованной продукции, выраженный в денежной форме (объём продаж, выручка от реализации).

Товарооборот – это система экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Товарооборот определяется двумя факторами:

v товарное предложение;

v платежеспособный спрос.

Платежеспособный спрос – это емкость рынка, которая определяется:

ЕР = ПФ + ИС + ПП

где: ПФ – покупательные фонды;

ИС – инорайонный спрос;

ПП – продажа предприятиям;

ЕР – емкость рынка.

Покупательные фонды – это часть доходов населения, которую оно тратит на покупку товаров.

ПФ = Д – НР

где: Д – доходы; НР – нетоварные расходы (услуги)

Товарооборот различают по видам:

розничный – реализация товаров производится конечному потребителю;

оптовый – объём реализации товаров для последующей перепродажи.

Выручка от реализации в каждой отрасли экономики имеет свое конкретное определение. Так в промышленности – это сумма реализованной товарной продукции. В строительстве – это объем выполненных работ в стоимостном выражении. В торговле – это товарооборот. В услугах – сумма предоставленных услуг. Каждая из отраслей имеет разновидности определения выручки от реализации.

Так в торговле различают:

v Оптовый товарооборот – выручка от реализации промышленными предприятиями оптовым предприятиям и оптовых предприятий розничным предприятиям.

v Розничный товарооборот – выручка от реализации товаров или населению для личного потребления, или организациям для коллективного потребления.

v Товарооборот предприятий общественного питания – включает выручку от реализации продукции собственного производства и выручку от реализации товаров без переработки.

В план товарооборота включаются следующие показатели:

1. Объём продажи – Р (реализация, товарооборот);

2. Товарные запасы – З;

3. Товарное обеспечение (поступление, товарное покрытие) – П;

Эти показатели связаны между собой товарным балансом:

Зн + П = Р + Зк

где: Зн(к) – товарные запасы на начало (конец) периода.

Используют также расширенную формулу товарного баланса:

Зн + П = Р + ЕУ + В + Зк

где: ЕУ – естественная убыль; В – выбытие.

2.Производственная мощность предприятия

Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

Производственные мощности можно рассматривать с различных позиций, исходя из этого определяют теоретическую, максимальную, экономическую и практическую мощности.

Теоретическая (проектная) мощность характеризует максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Она определяется как предельная часовая совокупность мощностей средств труда при полном годовом календарном фонде времени работы в течение всего срока их физической службы. Этот показатель используется при обосновании новых проектов, расширения производства, других инновационных мероприятий.

Максимальная мощность – теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода при обычном составе освоенной продукции, без ограничений со стороны факторов труда и материалов, при возможности увеличения смен и рабочих дней, а также использовании только установленного оборудования, готового к работе. Данный показатель важен при определении резервов производства, объемов выпускаемой продукции и возможностей их увеличения, наращивания.

Под экономической мощностью понимают предел производства, который предприятию невыгодно превышать из-за большого роста издержек производства или каких-либо иных причин.

Практическая мощность – наивысший объем выпуска продукции, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях работы. В большинстве случаев практическая производственная мощность совпадает с экономической.

Расчет производственной мощности кухни

Производственная мощность изменяется с совершенствованием техники, технологии и организации производства.

Показатели степени использования производственной мощности:

;

;

.

Изучается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины их изменения (это может быть: ввод в эксплуатацию новых основных средств и реконструкция предприятия, техническое переоснащение, сокращение производственных мощностей и т.д.).

Анализ использования производственной мощности проводится на основании отчетного баланса производственной мощности, который составляется в натуральных и стоимостных показателях в сопоставимых ценах, по видам впускаемой продукции и в целом по предприятию:

ПМ,Н,К = ПМН + ПМС + ПМР + ПМОТМ +ПМАС - ПМВ,

где ПМ,Н,К – производственная мощность соответственно на начало и конец года; ПМС – увеличение производственной мощности за счет строительства новых и расширения действующих предприятий; МР - увеличение производственной мощности за счет реконструкции действующих; МОТМ – увеличение производственной мощности за счет внедрения организационно-технических мероприятий; ПМАС - изменение производственной мощности в связи с изменением ассортимента продукции с различным уровнем трудоемкости; МВ – уменьшение производственной мощности за счет выбытии машин, оборудования и других ресурсов.

Особенности анализа производственной мощности на предприятия общественного питания.

Производственная мощность кухни – измеряется в натуральных или условно-натуральных показателях по основным видам продукции. Определение производственной мощности производится по основным видам продукции с учетом мощности технологического оборудования. Производственная мощность по выпуску первых блюд определяется по формуле:

,

где В – продолжительность работы кухни, мин.; П – организационно-технологические простои в смену, мин.; Vоб – общая емкость котлов и другой посуды; К – коэффициент заполнения котлов и другой посуды; Ц – продолжительность цикла (одной варки) мин.; Vбл – объем одного блюда.

Пропускная способность – максимально возможное количество потребителей, которое может обслужить предприятие в единицу времени. Она зависит от площади обеденного зала, средней продолжительности приема пищи одним потребителем, нормы площади на 1 посадочное место, режима работы и использования поточных линий комплектации и раздачи пищи.

,

где ПЗ – полезная площадь зала в день, м2; В – время работы зала в день, мин.; К – коэффициент заполнения зала с учетом интенсивности потока посетителей в течении дня; Н – норма площади на одно место, м2; t – продолжительность приема пищи одним потребителем, мин.


Выводы:

1. Производственная программа (ПП) – это развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции и устанавливаемый исходя из потребностей рынка

2. Товарооборот (Т) – это объём реализованной продукции, выраженный в денежной форме (объём продаж, выручка от реализации).

3. Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

  1. На производственную мощность оказывают влияние технические, организационные, экономические и социальные факторы.
  2. При перспективном проектировании развития мощностей предприятия применяется балансовый метод, при котором определяются задания по приросту и вводу в действие производственных мощностей, а также их выбытие и замена.

Термины и понятия

1. Производственная программа

2. Абсолютные показатели

3. Натуральные показатели

4. Товарооборот

5. Платежеспособный спрос

6. Покупательные фонды

7. Производственная мощность

8. Производственная мощность кухни

9. Пропускная способность

Ключевые вопросы:

1. Как определяются объемы производства и реализации продукции?

2. Как рассчитывается оптимальный объем производства?

3. Как определяется производственная мощность кухни?

4. Как определяется пропускная способность зала?