Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. // Госу­дарство и право. - 1994. - № 1.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

3. Понятие "тип государства" и его значение

Понятие "тип государства" служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами.

В отечественной науке понятие "тип государства" длительное время понималось как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность, в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип.

Категория "тип государства" в советской науке использовалась для выявления классовой сущности государства: все государства подразделялись на эксплуататорские и антиэксплуататорские.

В настоящее время категория "тип государства" служит для характеристики государственности путем установления сходства различных государств на основании родственных черт. Основу типологии составляют различные подходы: формационный, цивилизационный и политико-правовой.

В целом характеристики каждого конкретного государства должна быть многоуровневой: вначале определяется тип государства, затем его форма во всех трех измерениях - форма правления, государственное устройство и политический режим.

Формационная типология государств

Марксистская типология государств опирается на формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических формациях. Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.

Соответственно выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Его сущность состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое государство - антиэксплуататорское по своей сущности - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это - исторически последний тип государства, который, по выражению Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

К числу достоинств данной типологии следует отнести: исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

Слабыми сторонами формационной типологии государства являются:

1. Прямолинейность и запрограммированность смены одних типов государств другими.

2. Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общественный строй.

3. В данную типологию не укладываются так называемые переходные государства, то есть государства капиталистической и социалистической ориентации. В связи с этим советские ученые пытались ввести в теорию новое понятие "вид государства".

Цивилизационная типология государств

В основе современного цивилизационного подхода к типологии государств (Тойнби, Ростоу и другие) выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами.

В ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы государственности.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние - локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, агейская и другие); особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие); современные цивилизации.

По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.

Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

К числу достоинств данной типологии следует отнести внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности.

Слабыми сторонами цивилизационного подхода являются:

1. Недооценка социально-экономических факторов.

2. Существование множества критериев и несовпадающих классификаций.

3. Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

Политико-правовая (юридическая) типология государств

Согласно собственно юридическому подходу (Г.В. Назаренко) критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.

В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное.и цивилизованное.

Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство.

Западноевропейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По Г. Кельзену. в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Аналогичную трактовку типологии государств дают американские и немецкие политологи. Они делят все государства на демократические и антидемократические (Р. Макайвер, Р. Дарендорф). При таком подходе фактически проводится типологизация политического режима, а не государства в собственном смысле слова.

Типологияисторически известных видов права и государства — это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение государства. Каковы его основные признаки?

2. Что такое сущность государства?

3. Раскройте основные современные подходы в понимании сущности государства.

4. В чем состоит основное предназначение государства?

5. Каково соотношение классового и общесоциального в сущности государства?

6. Сущность современного государства в Республике Беларусь.

7. Как менялась сущность государства при переходе от рабовладельческого к феодальному, а затем к капиталистическому строю?

8. Каким образом через функции и механизм государства проявляется его сущность?

9. Что такое типология государства? По каким критериям она проводится?

10. Какие основные типы государств вы знаете?

11. Чем формационный подход отличается от цивилизационного? Каковы, на ваш взгляд, их сильные и слабые стороны?

12. Как соотносятся между собой понятия: общество и государство, государство и политическая система, государство и гражданское общество?

13. Охарактеризуйте статичную (структурную) и динамичную (функциональную) стороны государства.

Тема 4. Понятие формы государства (2 часа)

Цель: проанализировать понятие форма государства в совокупности 3 ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

1. Форма государства, ее структура. Детерминанты формы. Форма и содержание государства.

2. Форма правления

3. Форма государственного устройства

4. Политический режим

Литература

Акулов В., Левяш И. Реформы и трансформы. // Беларуская думка. - 1996. - №11.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. 4.1., П, т. 1,2. - М., 1996.

Вишневский А.Ф., Кучинский В.А., Горбаток А.А. Общая теория государства и права. - Мн., 1998.

Власть силы, сила власти. Под ред. акад. И. А. Исаева. - М., 1994.

Власть и оппозиция. - М., 1995.

Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории.

Матусевич А. Конституция республики: Проблемы реализации. // Беларуская дум­ка. 1996. №3.

Монтескье Ш. О духе законов. Избр. произв., 1955.

Мухиев Р.Т. Модернизация посткоммунистических режимов. // Вестник МГУ. - 1993 - №3.

Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. - Л., 1971.

Рейман А. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

Самойлов Э.В. Общая теория фашизма. – М., 1992.

Соглашение об образовании Содружества Независимых государств. // Народная газета. 11.12.1991.

Теория права: новые идеи. - М., 1991.

Черниловский З.М. Институт президентуры в свете исторического опыта. // Госу­дарство и право. – 1991. - № 6.