Виды и развитие деятельности
У человека имеется множество различных видов деятельности, и их можно разделить на группы, пользуясь следующими основаниями:
• числом имеющихся у человека потребностей;
• функциональным назначением деятельности;
• доминированием в деятельности внутренних или внешних ее компонентов;
• содержанием (предметом) деятельности.
По своему функциональному назначению виды деятельности можно разделить на общение, учение, игру и труд.
Общение — это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, в координации их действий и в оказании влияния друг на друга.
Игра — это вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха.
Учение можно определить как вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений, навыков и на развитие способностей человека.
Труд — это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.
По доминированию внутренних или внешних компонентов деятельность условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Во внешней деятельности преобладают двигательные компоненты, связанные с работой скелетных мышц; во внутренней — психические компоненты, то есть действия и операции, совершаемые в уме, или процессы, происходящие внутри организма.
По содержанию или по своему предмету деятельность может быть практической, теоретической, материальной, идеальной, предметной и межличностной (последнюю некоторые психологи также называют общением или коммуникативной деятельностью, считая общение разновидностью деятельности).
Практическая деятельностьсвязана с решением человеком практических задач. Она выполняется в реальной жизненной ситуации с помощью практических действий.
Теоретическая деятельность— это деятельность, итогом которой становится решение какой-либо теоретической задачи, например, определение понятия, выполнение логической операции, умозаключение, предложение и обоснование теории, объясняющей определенную группу явлений.
Материальнойназывают деятельность, в которую включены действия с реальными материальными предметами.
Идеальная— это деятельность в уме, совершаемая с так называемыми идеальными объектами: образами, мыслями, чувствами.
Предметная— это деятельность человека с предметами человеческой культуры, в которой они осваиваются или используются по их прямому назначению. К примеру, если человек пользуется авторучкой для того чтобы ею писать, то его деятельность будет предметной; однако если человек пользуется ручкой как палочкой или подпоркой, то его деятельность не будет называться предметной.
Межличностная,или коммуникативная,— это деятельность, направленная на других людей и предполагающая общение и взаимодействие с ними.
Деятельность человека— это развивающееся, динамически изменяющееся образование. Основные направления развития деятельности человека в онтогенезе можно представить себе следующим образом1:
1. Появление у человека новых видов деятельности.
2. Изменение иерархии уже имеющихся видов деятельности.
3. Изменение содержания и строения одной и той же деятельности.
4. Изменение мотивации деятельности.
5. Интериоризация деятельности, т. е. превращение ее внешних компонентов во внутренние.
6. Автоматизация деятельности.