Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно или бессознательно выполняемые компоненты деятельности называются умениями, навыками и привычками.

Умения— это элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством. Умения обычно выключают в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками, но в целом умения представляют собой не полностью доведенные до автоматизма действия и операции, поэтому их выполнение необходимо сознательно контролировать.

Навыки— это полностью автоматизированные умения или их компоненты, выполняемые быстро, точно и безошибочно. Кроме того, выполнение навыка осуществляется по внутренне контролируемой программе, на бессознательном уровне.

При автоматизации умений и их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения и тренировки. Благодаря этому происходит совершенствование умений и развитие навыков, а также деятельности человека в целом. Упражнения и тренировки необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения и совершенствования. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки со временем утрачиваются и теряют свои качества.

Еще один важный элемент деятельности — это привычка.

Привычка— это устойчивая система взаимосвязанных умений и навыков, которые в первую очередь возникают и выполняются человеком в той или иной конкретной ситуации.

Привычка в отличие от отдельных умений и навыков всегда связана с той или иной ситуацией, возникает и реализуется в основном только в данной ситуации. Например, оказавшись на работе, человек по привычке совершает определенные, связанные с работой действия. Возвратившись домой, он реализует другие привычки, связанные с поведением в домашней обстановке. Для каждой ситуации, в которой человек неоднократно оказывается, у него имеются свои привычки, а их совокупность называют образом жизни данного человека1.