Основные функции психики.
1. Отражение воздействий окружающей действительности:
· это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
· внешнее воздействие преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека, поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях;
· психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).
2. Регуляция поведения и деятельности.
· Психика, сознание человека, регулируют процесс отражения воздействий внешней среды, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
· Поведение выступает внешней формой проявления деятельности.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
· Обеспечивается правильная адаптация и ориентация человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
· Человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
3. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика животных: инстинкт, навык и интеллект.
Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни. Врожденные формы обеспечивают биологически целесообразную реакцию на определенные условия среды. Всякое живое существо – и животное, и человек - обладает такими формами поведения.
Каким же образом шло развитие психики и поведения у животных? Точно ответить на этот вопрос невозможно, так как нет следов: за миллионы лет эволюции даже самые простейшие ныне живущие существа претерпели серьезные изменения. Изучением и развитием психики и поведения животных занимается зоопсихология.
А.Н. Леонтьев, позднее доработал К.Э. Фабри предложили гипотезу концепция Леонтьев – Фабри. В ней выделены три стадии развития психики:
· элементарной сенсорной психики;
· перцептивной психики;
· интеллекта.
Критерии: ● форма психического отражения;
● ведущий тип поведения;
● строение нервной системы.
А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии эволюции психики:
1. Элементарная сенсорная психика: животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий, отражение имеет форму чувствительности или форму элементарного ощущения.
В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения — инстинкт. Инстинкт — это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды. Инстинктыврожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохранения, пищевой и сексуальный инстинкты
2. Перцептивная психика: животные способны отражать целостную ситуацию, отражение идет в форме отражения вещей, в форме восприятия.
Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям в которых она дана. Они определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении. Способы действий, закрепленные в поведении животных, называются навыками. Приобретенные формы поведения формируются в процессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.
Навыки - это способы поведения, возникающие в результате научения, закрепленные путем упражнений и повторения. Они осуществляются автоматически, без сознательной регуляции и контроля.
Основными механизмами, обеспечивающими пластичное поведение животных и их способность к научению, являлись условный рефлекс и формирование навыков. При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий, т.е. происходит научение животных. Научение — это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение.
3. Стадия интеллекта (у животных) характеризуется сложными формами отражения на уровне элементарного мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что, в частности, проявляется в способности высших животных решать двухфазные задачи.
Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач.
В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате «инсайта», или озарения. В. Келер назвал это явления «инсайтом» — это внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается Решение задачи.
Позднее данная концепция была уточнена и дополнена К.Э.Фабри:
1. Стадия элементарной сенсорной психики
2. Стадия перцептивной психики.
3. Стадия интеллекта.
4. Стадия развития психики человека в процессе труда.
У растений можно наблюдать определенные формы поведения, называемые тропизмами. Например, поворот соцветия к солнцу у подсолнечника обусловлен гелиотропизмом, а проникновение корней в почву в поисках влаги и необходимых минеральных солей – геотропизмом. Одноклеточным существам (инфузория-туфелька) присуща общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения, называемая таксисом. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вечером неудержимо влечет к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса. По мере продвижения по эволюционной лестнице примитивные формы поведения исчезают и их место занимают более локализованные и более точные реакции – рефлексы, при которых сигналы от какого-нибудь органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. По мере специализации нервной системы у высокоорганизованных животных эти врожденные, генетически запрограммированные рефлексы постепенно все больше локализуются в определенных частях организма, а для особо важных функций заменяются более сложными формами поведения. У человека сохранилось лишь небольшое число рефлексов, полезных для выживания (двигательные реакции при болевом воздействии, мигание, расширение зрачков в темноте, слюноотделение, чихание и т.п.). Под инстинктивным поведением понимают сложные стереотипные формы поведения, присущие данному виду и детерминированные генетически. Инстинктивное поведение имеет следующие черты: целесообразность, ригидность (фиксированность), автоматичность.
Психика человека:
Развитие психики на уровне человека идет за счет памяти, речи, мышления, сознания. Наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые даны от природы, возникают и высшие. Ускоренному психическому развитию способствуют три основные достижения человека:
– изобретение орудий труда;
– производство предметов материальной и духовной культуры;
– возникновение речи и языка.