Основные функции психики.

1. Отражение воздействий окружающей действительности:

· это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

· внешнее воздействие преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека, поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях;

· психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

2. Регуляция поведения и деятельности.

· Психика, сознание человека, регулируют процесс отражения воздействий внешней среды, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

· Поведение выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.

· Обеспечивается правильная адаптация и ориентация человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

· Человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

3. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика животных: инстинкт, навык и интеллект.

Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни. Врожденные формы обеспечивают биологически целесообразную реакцию на определенные условия среды. Всякое живое существо – и животное, и человек - обладает такими формами поведения.

Каким же образом шло развитие психики и поведения у животных? Точно ответить на этот вопрос невозможно, так как нет следов: за миллионы лет эволюции даже самые простейшие ныне живущие существа претерпели серьезные изменения. Изучением и развитием психики и поведения животных занимается зоопсихология.

А.Н. Леонтьев, позднее доработал К.Э. Фабри предложили гипотезу концепция Леонтьев – Фабри. В ней выделены три стадии развития психики:

· элементарной сенсорной психики;

· перцептивной психики;

· интеллекта.

Критерии: ● форма психического отражения;

ведущий тип поведения;

строение нервной системы.

А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии эволюции психики:

1. Элементарная сенсорная психика: животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий, отражение имеет форму чувствительности или форму элементарного ощущения.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения — инстинкт. Инстинкт — это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды. Инстинктыврожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохранения, пищевой и сексуальный инстинкты

2. Перцептивная психика: животные способны отражать целостную ситуацию, отражение идет в форме отражения вещей, в форме восприятия.

Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям в которых она дана. Они определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении. Способы действий, закрепленные в поведении животных, называются навыками. Приобретенные формы поведения формируются в процессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.

Навыки - это способы поведения, возникающие в результате научения, закрепленные путем упражнений и повторения. Они осуществляются автоматически, без созна­тельной регуляции и контроля.

Основными механизмами, обеспечивающими пластичное поведение животных и их способность к научению, являлись условный рефлекс и формирование навыков. При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий, т.е. происходит научение животных. Научение — это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение.

3. Стадия интеллекта (у животных) характеризуется сложными формами отражения на уровне элементарного мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что, в частности, проявляется в способности высших животных решать двухфазные задачи.

Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач.

В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате «инсайта», или озарения. В. Келер назвал это явления «инсайтом» — это внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структу­ры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается Решение задачи.

 

Позднее данная концепция была уточнена и дополнена К.Э.Фабри:

1. Стадия элементарной сенсорной психики

2. Стадия перцептивной психики.

3. Стадия интеллекта.

4. Стадия развития психики человека в процессе труда.

 

У растений можно наблюдать определенные формы поведения, называемые тропизмами. Например, поворот соцветия к солнцу у подсолнечника обусловлен гелиотропизмом, а проникновение корней в почву в поисках влаги и необходимых минеральных солей – геотропизмом. Одноклеточным существам (инфузория-туфелька) присуща общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения, называемая таксисом. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вечером неудержимо влечет к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса. По мере продвижения по эволюционной лестнице примитивные формы поведения исчезают и их место занимают более локализованные и более точные реакции – рефлексы, при которых сигналы от какого-нибудь органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. По мере специализации нервной системы у высокоорганизованных животных эти врожденные, генетически запрограммированные рефлексы постепенно все больше локализуются в определенных частях организма, а для особо важных функций заменяются более сложными формами поведения. У человека сохранилось лишь небольшое число рефлексов, полезных для выживания (двигательные реакции при болевом воздействии, мигание, расширение зрачков в темноте, слюноотделение, чихание и т.п.). Под инстинктивным поведением понимают сложные стереотипные формы поведения, присущие данному виду и детерминированные генетически. Инстинктивное поведение имеет следующие черты: целесообразность, ригидность (фиксированность), автоматичность.

Психика человека:

Развитие психики на уровне человека идет за счет памяти, речи, мышления, сознания. Наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые даны от природы, возникают и высшие. Ускоренному психическому развитию способствуют три основные достижения человека:

– изобретение орудий труда;

– производство предметов материальной и духовной культуры;

– возникновение речи и языка.