В современном обществе
Значение и роль информационного менеджмента
Развитие цивилизованных стран происходит в направлении создания информационного общества, т. е. общества, в котором большинство работающих занято производством, сбором, хранением, переработкой и использованием информации, прежде всего в ее высшей форме – форме знаний.
В настоящее время число информационных работников в США составляет
около 50 % рабочей силы, число же производственных работников – 20 %, в
том числе, работников сельского хозяйства – 5 %. Если объединить в одну
группу работников, занятых в информационных технологиях и в сфере обслуживания, то их доля будет около 80 %, что весьма наглядно характеризует народное хозяйство США. Предсказывают, что на ближайшие годы работники этой группы составят приблизительно 90 % всех.
В 1998 году объем рынка средств информатизации достиг объема 1,8 трлн.
долл. Согласно аналитическим исследованиям EITO в 2004 году мировой ИКТ-рынок составит 2160 млрд. евро.
В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения эффективного управления этими средствами – менеджмента – на всех этапах их жизненного цикла: именно эффективность менеджмента в сфере информатизации в значительной мере определяет темп научно–технического прогресса. Наличие более мощных и эффективных информационных систем, позволяющих эффективно создавать, накапливать и использовать оперативную и полную информацию, дает компаниям преимущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эффективности информационных систем ведет к потере позиций.
В 60–е годы появились первые по существу стратегические информационные системы– такие ИС, за счет которых предприятия пытаются обеспечить себе преимущество в конкурентной борьбе. Классическим примером является создание и внедрение систем заказа и продажи билетов американскими авиационными компаниями, которые благодаря этим системам смогли изменить в свою пользу ситуацию на рынке авиаперевозок. Иметь возможность выявлять такие шансы средствами информационного менеджмента – цель многих предприятий. И многие из них уже используют эти средства на практике.
Лучшим и необходимым средством успешного менеджмента в любой сфере деятельности становятся информационные технологии. Для их внедрения
развивается производство средств информатизации.
В настоящее время информация превратилась в один из важнейших ресурсов предприятия. От качества данного ресурса и эффективности его использования во многом зависит и эффективность, и жизнеспособность предприятия в целом. В этом лежит причина важности роли информационного менеджмента в современных условиях.
Еще один момент связан с проблемами, возникающими при внедрении ИС.
Основными являются следующие:
1) дополнительная нагрузка для персонала u1074 в процессе внедрения, так как какое-то время приходится вести как новую, так и старую информационные технологии;
2) изменение функциональных обязанностей лиц, принимающих решения в системе управления, вследствие внедрения информационных технологий. В результате у них либо появляются дополнительные обязанности (оптимистический вариант), либо они сокращаются, что вызывает увольнение сотрудников (пессимистический вариант).
Распределение полномочий и функциональных обязанностей сотрудников влияет, с одной стороны, на создание рабочих мест, а с другой, – на разработку структуры ИС и ее соответствие структуре управления. Эти вопросы неразрывно связаны с решением стратегической задачи выбора критерия выделения структурных элементов ИС и глубины их детализации. Данная проблема существовала на протяжении всей истории автоматизации объектов управления и остается актуальной и в настоящее время.
ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА [1]