ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ.

Лекция I.

Лечение

Лечение - в основном оперативное. Исключение составляют пупочные грыжи у детей первых лет жизни.

Операция во всех случаях складывается из двух этапов: I/ собственно грыжесечение - выделение грыжевого мешка, вскрытие его, вправление внутренностей, прошивание и перевязка мешка в области шейки и отсечение его - производится одинаково при всех формах грыж; 2/ пластика (ушивание) грыжевых ворот - производится различно даже при одной и той же форме грыж, в зависимости от этого различают разные методы грыжесечения.

Обезболивание - традиционно местное (новокаин или лидокаин) – при небольших грыжах у взрослых, наркоз применяет­ся при всех других грыжах у взрослых, в том числе осложненных боль­ших послеоперационных грыжах и у невропатов, а также у детей.

Предоперационная подготовка- гигиеническая ванна и бритьё операционного поля, очистительная клизма накануне операции. В послеоперационном периоде- профилактика легочных ослож­нений, борьба с метеоризмом. Сроки вставания варьируют в зависимости от особенностей больного и операции.

Противопоказания к операции: абсолютные - острая инфекция, тяжелые заболевания - туберкулез, злокачественные опухоли, выраженная дыхательная и сердечная недостаточность и пр. Относительные - ранний возраст (до полугода), состояние одряхления, последние 2-3 месяца беременности, стриктуры уретры, аденома предстательной железы (грыжесечение производится после их устранения).

При наличии противопоказаний к операции могут применяться бандажи, при пупочных, белой линии живота- резиновые ленты о пелотами; при больших послеоперационных - пояса и корсеты; при бедренных и паховых - пружинные бандажи с пелотами. Бандажи необходимо заказывать индивидуально, на ночь снимать, одевать на нательное трикотажное белье. Недостатками их является травматизация тканей органов, а такж атрофия тканей с увеличением грыжевых ворот, хроническая экзема, образование рубцов, спаек с грыжевым мешком, что может приводить к невправимости и даже к ущемлению.

 

 

Вопросы

I. Методика обучения истории как наука.

2. Важнейшие проблемы методической науки.

3. Задачи преподавания истории в школе.

4. Условия успешного преподавания школьного курса истории.

5. Структура школьного курса истории.

I. История как наука имеет свой предмет изучения (об этом будем говорить ниже), а методика преподавания истории - свой. Так, методика не занимается установлением истинного хода изучаемых событий, не исследует причины и закономерности процесса исторического развития. Предмет методики как науки - исследование явлений и закономерностей процесса обучения истории и его связи с другими науками. Методика преподавания истории является наукой не исторической, а педагогической, Она исследует, как, с помощью каких методов, средств и приёмов обеспечить наиболее доступно, наглядно, конкретно и убедительно восприятие, понимание и усвоение исторических фактов, какими методами и средствами обеспечить запоминание этих фактов, как организовать активную мыслительную работу учащихся.

В обучении различают 3 неразрывно связанные между собой стороны:

а) учебный предмет или содержание обучения;

б) деятельность учителя - преподавание;

в) деятельность учащихся - учение.

Задача методики как науки - исследовать закономерные связи между этими сторонами обучения и на основе познанных закономерностей разрабатывать требования к учебному предмету, преподавания и учению. В содержание методики обучения истории входит:

а) изучение истории методики;

б) определение познавательного, воспитательного значения и задач истории, ее места в системе образования;

в) определение объема и дозировки школьного курса истории, научное обоснование программ, учебников;

г) разработка учебного оборудования по истории и т.д.

Мы уже уяснили, что методика преподавания истории является дисциплиной педагогической. Это отнюдь не означает отсутствия органической связи методики с самой историей. Эта связь заключается, во-первых, в том, что сам материал, обрабатываемый методикой, представляется исторической наукой и результат этот методической обработкой (программы, учебники, учебные картины и т.д.) должен соответствовать требованиям исторической науки; во-вторых, сами методы преподавания истории специфичны, они присущи только истории.

Таким образом, методика обучения истории - это педагогическая научная дисциплина, исследующая закономерности школьного преподавания и усвоения истории учащимися и разрабатывающая на этой основе вопросы содержания, организации и методов обучения истории.

2. Надо признать, что во всем мире методика - одна из наиболее консервативных наук. И бывает часто трудно определить - чего в этом консерватизме больше: желания сохранить традиционные методы или стремления воспрепятствовать внедрению новых. Эта черта отпечаталась на состоянии нашей школы, где невиданная централизация образования (единые программы, единые учебники, единая методология, единый опыт - только свой, при полном игнорировании зарубежного) все это привело методику в моральный тупик. (Следует заметить, что в настоящее время в отдельных школах нашей республики работают учителя-методисты и им разрешено самим разрабатывать методические приемы проведения уроков, учителям использовать различные учебники и учебные пособия).

Эти недостатки могут быть устранены путем более широкого использования эксперимента в качестве метода научного исследования. Эксперимент должен касаться в первую очередь процесса усвоения учащимися знаний и выработки методических рекомендаций как активизировать самостоятельность учеников в приобретении знаний, какие побудительные мотивы и приемы использовать, чтобы знания, даже трудные самые, приобретались осознанно и хранились долго.

Необходимо также усиление теоретического исследования методических проблем. Развитие науки и техники повлекло включение в школьные программы значительного объема новых знаний. Этот объем гораздо больше того, который может быть сключен как устаревший. Это приводит к перегрузке программ и учебников. Устранение этой перегрузки - одна из самых актуальных проблем методики.

В настоящее время нет еще общепризнанной номенклатуры и классификации методов обучения истории, недостаточно разработаны способы руководства познавательным процессом. Главное внимание обращается, как правило, на разработку методов сообщения знаний учителем. Недостаточно исследуются методы самостоятельной работы учащихся, методы обучения учащихся рациональным приемам учебной деятельности, умению учащихся применять свои знания.

Наконец, требуют более глубокого исследования организационные формы обучения. Среди этих форм теперь наибольшее внимание уделено уроку. В меньшей степени исследованы другие формы организации учебных занятий - семинары, дискуссии, лекции, факультативы, выполнение домашних заданий, внеклассная работа и др. Слабо изучен вопрос о соотношении и взаимосвязи уроков и других организационных форм обучения в школах-интернатах и школах с продленным днем.

3. Учебный курс истории - это формирование знания основ исторической науки. Изучение истории как учебного предмета в школе начинается с изучения важнейших, конкретных исторических событий и фактов в историко-хронологической последовательности и связи с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических положений, имен исторических деятелей, исторических, дат. Такое построение курса истории обеспечивает необходимую для учащихся доступность и конкретность изучаемого материала. К сожалению, до сих пор, при таком построении школьного курса недостаточно наглядности.

Как видим, историческая наука и ее учебный курс имеют одну и ту же основу: факт, событие, историческое имя, дату. Однако задачи школьного курса истории значительно разнообразнее задач исторической науки.

Основные задачи преподавания истории в школе можно разделить на 3 группы: образовательные, воспитательные, развивающие.

4. Успешное выполнение названных задач зависит от многих условий учебной деятельности: частных и общих. Частные условия складываются в каждой отдельной школе, отдельном, классе. Общими условиями выполнения образовательных, воспитательных и развивающих задач преподавания истории являются:

а) улучшение качества обучения;

б) выработка доступной структуры школьного курса истории;

в) учет возрастных особенностей школьников.

Раскроем оба эти условия.

Отметим, что основными путями повышения качества обучения и воспитания учащихся являются:

- обучение приемам самостоятельной работы;

- отказ от увлечения словесными методами преподавания, связь истории с жизнью,

с практикой;

- перестройка деятельности самих учителей.

Следует отметить, что успех в решении задач невозможен без учета также и возрастных особенностей учащихся - IV-V классов (детей), VI-VII классов (подростков) и VIII - XI классов (юношей). Кроме этого -I-IV классы - младшие классы, V-VIII -средние, IХ-ХI классы - старшие.

IV класс - простейший подход к изучению истории.

- отсутствие определений, понятий и категорий. Понятия лишь называются и объясняются

на основе знанийили опыта детей;

- за весь год заучивается десяток дат;

- эпизодические рассказы подготавливают детей к систематическому курсу.

V-VII классы - систематический курс. Раскрываются частноисторические, а с VII класса - и общеисторические понятия. Определения не чисто теоретические, а часто строятся на сравнении, противопоставлении. - 4 -

VIII класс - продолжается тот же курс, но начинается раскрытие наиболее сложных понятий - социологических.

В учебной работе с IХ-ХI классами всё чаще используется не урочная форма.

- поощряется выстраивание причинно-следственных связей;

- понятийный аппарат становится предметом строгого контроля;

- формируется осознание собственной позиции в жизни.

Также значительно больше внимания уделяется формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной работы. Воззрения и идеалы нельзя выучить по учебнику - они вырабатываются в процессе самостоятельного мышления.

5. Построение школьного курса истории, как в целом, так и по отдельным классам определяется программой. Программа - руководящий документ в работе учителя. С изучения программы и объяснительной записки к ней начинает учитель свою подготовку к преподаванию истории.

Школьный курс истории в V-IX классах построен линейно: это значит, что предусматривается однократное, последовательное изучение основных этапов истории нашей страны и зарубежных стран, с древнейших времен до нашего времени. Существует и концентрическое построение курсов: курс истории изучается в младших и средних классах, а затем повторно, но с большей степенью глубины изучается в старших классах. Его преимущества:

а) молодежь, получившая неполное среднее образование уносит в жизнь хотя и элементарное, но законченное представление об историческом развитии человека с древнейших времен до наших дней;

б) обучение истории в каждом из этапов может быть сообразно с возрастными особенностями и возможностями школьника;

в) все разделы истории усваиваются почти с одинаковой степенью глубины;

г) повторное изучение некоторых исторических событий способствует более прочному их закреплению.

Обучение истории связано с обучением другим предметам. Такая связь по конкретным темам и разделам предусмотрена программой по истории и программами других, школьных дисциплин.

Для истории значение межпредметных связей особенно велико, ибо этот курс рассматривает исторический процесс многогранно, систематизирует и обобщает знания об обществе, приобретаемые в школе по всем предметам, при вне учебном чтении, посещении музеев, кино, театров, и в то же время создает историческую основу для изучения других предметов школьного курса.

Таким образом, школьный курс истории призван решать триединую задачу: т.е. обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение данной задачи.