СОБРАНИЯ ГРАЖДАН
Собрания граждан могут проводиться на части территории муниципального образования в следующих целях:
- обсуждения вопросов местного значения
- информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
- осуществления территориального общественного самоуправления
Таким образом, собрание граждан может выступать в качестве формы непосредственной демократии муниципального образования, если оно назначается в установленном уставом муниципального образования порядке для коллективного обсуждения вопросов местного значения.
Инициаторами проведения собрания граждан выступают:
- население муниципального образования – в этом случае собрание назначается представительным органом в закрепленном уставом порядке представительный орган муниципального образования – в этом случае он же и назначает проведение собрания граждан
- глава муниципального образования – проведение собрания назначат сам глава муниципального образования
В правовых актах о назначении собрания граждан должны быть указаны дата, время, место проведения собрания и вопросы, предлагаемые к рассмотрению.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решение собрания граждан носит рекомендательный характер, в отличие, например, от решения, принятого сходом граждан.
Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе принять правовой акт на основании решения собрания граждан.
Местный референдум: понятие, признаки, порядок организации и проведения.
Понятие «референдум» (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) - прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни.
Существует два законодательных определения местного референдума:
1. Референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования; (ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
2. Местный референдум – непосредственное решение населением вопросов местного значения (ст.22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
Признаки местного референдума:
1. Непосредственное осуществление гражданами власти – власть реализуется путем прямого волеизъявления посредством голосования, при этом гражданин участвует в референдуме лично.
2. Особый объектный состав – референдум проводится только по вопросам местного значения.
3. Локальный характер – проведение референдума ограничено определенной территорией (проводится на всей территории муниципального образования).
4. Особый субъектный состав – принимают участие только те граждане, которые проживают на территории муниципального образования.
Таким образом, местный референдум – это осуществляемое на основании законодательства и устава муниципального образования в пределах муниципального образования, посредством голосования, прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, по решению или обсуждению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующиепринципы проведения местного референдума:
1. Право граждан, проживающих на территории муниципального образования, на участие в местном референдуме – граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, вправе голосовать на местном референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии и убеждений.
Не имеют права принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
2. Непосредственное участие граждан в референдуме - граждане выражают свою волю самостоятельно, принимая решение при голосовании, а не действуют через каких-либо представителей
3. Добровольное участие граждан в местном референдуме – никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие граждан в референдуме, это право, а не обязанность гражданина.
4. Свободное волеизъявление – каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме, голосует по своему собственному усмотрению, руководствуясь внутренним убеждением.
5. Тайное голосование – контроль за волеизъявлением граждан не допускается (специально оборудованные кабинки, ненумерованные бюллетени).
6. Гласность – вся деятельность по подготовке и проведению референдума ведется открыто, результаты референдума обнародуются.
7. Законность – местный референдум проводится в строгом соответствии с действующим законодательством. За соблюдением законов при проведении референдума осуществляется контроль органами местного самоуправления и государственной власти, самими гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений, а также комиссиями по проведению местного референдума.
Стадии (этапы) проведения местного референдума: