Этапы разработки управленческих решений.

Классификация управленческих решений.

Управленческое решение.

Управленческие решения.

Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений:

-обоснованность;
-своевременность;
-комплексность подхода;

-законность;

-четкая формулировка задач;

-посильность исполнения;

-преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.
Управленческое решение — это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:

Первая стадия — уяснение проблемы — включает в себя:
сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена.

Вторая стадия — составление плана решения— включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения.

Третья стадия — выполнение решения — включает в себя:
доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

Итак, управленческое решение — это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.

Существует несколько взглядов на классификацию управленческих решений.
Согласно одной из классификаций управленческие решения подразделяются на общие и частные.

Общие— затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Общие управленческие решения определяют коренные изменения на предприятии, а также дальнейшее развитие производства (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т. п.).

Частные — касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого-либо подразделения в т. п.).

Кроме того, различают управленческие решения для воздействия на внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке).

Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность топ-менеджера).
слабоструктурированные (незапрограммированные) и высокоструктурированные (запрограммированные).

Управленческие решения подразделяют также по количеству целей: моноцелевые (одноцелевые) и полицелевые (многоцелевые).

По длительности действия различают управленческие решения стратегические (долгосрочные и среднесрочные), тактические и оперативные (текущие).

Управленческие решения бывают индивидуальными и групповыми.
По уровню принятия различают управленческие решения затрагивающие организацию в целом, структурные подразделения организации, функциональные службы организации, отдельных работников.
По глубине воздействия бывают управленческие решения одноуровневые и многоуровневые.

1. Предварительная формулировка задачи (проблемы). На этом этапе применяется в основном логический инструментарий пользованием различных методов (анализа, синтеза, сравнений, аналогии и т.д.)

2.Выбор критерия оценки эффективности решения. Он необходим при сопоставлении различных вариантов решений и выбора наилучшего из них. Критерии оценки эффективности решений должны иметь количественное выражение (физический смысл) и наиболее полно отражать результаты решений, быть простыми и конкретными.

3. Точная постановка задачи.Характеристика ситуации, значимость решаемой задачи, сроки выполнения, цель.

4. Разработка возможных вариантов. Группа разрабатывает на основе выбранных методов варианты решения проблемы.

5. Выбор альтернатив.

6. Принятие решения. При решении крупных проблем, когда разработкой вариантов занимаются группы специалистов, они же представляют руководителю рекомендации, обоснованные соответствующими расчетами. Но окончательное решение принимает тот, кто несет за него ответственность.