Основные этапы и аспекты подготовки к уроку, выбор типа урока.
Подготовка учителя к уроку.
Типология уроков истории.
Классификация уроков:
1) дидактические (гл.);
2) методические.
Тип урока определяет исходя из его сущности процесса обучения (дидактическая классификация).
Этапы процесса обучения и закономерности их последовательности:
1) подготовка усвоения;
2) усвоение знаний – главная задача;
3) закрепление;
4) осмысление.
Из названий следующие типы урока:
1 этап – вводный урок;
2 – изучение нового материала, ученик частичного восприятия материала;
3 – урок закрепления;
4 – повторительно-обобщающий урок;
5 – комбинированный урок (составной) – в комплексе решает все задачи процесса усвоения.
Методическая классификация – тип урока определяется по ведущему методу, а метод – это дидактическая категория, при проведении урока, метод – исходный принцип.
Создание модели урока:
2 типа подготовки учителя к уроку:
1. Перспективная подготовка (предварительная) или курсовая подготовка с апреля по август. В апреле учителя уже знают какие курсы будут вести. В конце августа учитель должен предоставить администрации результаты курсовой подготовки. Источники этого этапа неограниченны. Стороны курсовой подготовки:
1.1. содержательный аспект;
1.2. методический;
Первое – разработка содержания материала. Главный этап – структурирование курса на базе программы учебника. Материал группируется по тематическим блокам, выделяются ведущие блоки. В самих блоках выделяются факты и понятия. Понятия указывают на основную идею, выделяются связи этого курса с другими курсами, предметами. Структурирование курса предполагает определение связей.
Определение типа урока: основными фактами являются:
1.2.1. возраст учащихся (4 – 7 классы – основа – комбинированный урок);
1.2.2. Особенности содержания (степень сложности): первичность, вторичность, исход.
Информативность, доступность источника. Результатом работы учителя является подготовка тематического плана (на год или ½ года).
Таблица 1. Тематический план.
№ урока | Темы разделов, подтем, темы уроков | Количество часов | Примерные даты | Внутрикурсовые, межкурсовые, межпредметные связи | Тип урока | Программы развития учащихся (умения и навыки) | Оборудование урока | Литература к теме |
2. Поурочная подготовка учителя к уроку:
2.1. разработка содержания отдельных учеников;
2.2. определение форм, методов, приемов работы.
Функции, которые использует учитель при подготовке к уроку:
Ø гностическая – в определении цели ученика;
Ø конструирующая – в определении форм и методов работы;
Ø организационно-расчетное время, насыщенность учебного материала, формы работы учащихся;
Ø информационная разработка содержания и его структуры;
Ø учетно-контрольная;
Ø корректирующая – определение результативности урока, чтобы скорректировать дальнейшую работу.
Цель урока – совокупность образовательно-воспитательных задач (Вагин, Сперанская).
П. В. Гора, Карцев: цель урока это главная мысль ученика, то что на базе изучения учащиеся должны понять и воспринять в качестве основного вывода.