Основные этапы и аспекты подготовки к уроку, выбор типа урока.

Подготовка учителя к уроку.

Типология уроков истории.

Классификация уроков:

1) дидактические (гл.);

2) методические.

Тип урока определяет исходя из его сущности процесса обучения (дидактическая классификация).

Этапы процесса обучения и закономерности их последовательности:

1) подготовка усвоения;

2) усвоение знаний – главная задача;

3) закрепление;

4) осмысление.

Из названий следующие типы урока:

1 этап – вводный урок;

2 – изучение нового материала, ученик частичного восприятия материала;

3 – урок закрепления;

4 – повторительно-обобщающий урок;

5 – комбинированный урок (составной) – в комплексе решает все задачи процесса усвоения.

Методическая классификация – тип урока определяется по ведущему методу, а метод – это дидактическая категория, при проведении урока, метод – исходный принцип.

Создание модели урока:

2 типа подготовки учителя к уроку:

1. Перспективная подготовка (предварительная) или курсовая подготовка с апреля по август. В апреле учителя уже знают какие курсы будут вести. В конце августа учитель должен предоставить администрации результаты курсовой подготовки. Источники этого этапа неограниченны. Стороны курсовой подготовки:

1.1. содержательный аспект;

1.2. методический;

Первое – разработка содержания материала. Главный этап – структурирование курса на базе программы учебника. Материал группируется по тематическим блокам, выделяются ведущие блоки. В самих блоках выделяются факты и понятия. Понятия указывают на основную идею, выделяются связи этого курса с другими курсами, предметами. Структурирование курса предполагает определение связей.

Определение типа урока: основными фактами являются:

1.2.1. возраст учащихся (4 – 7 классы – основа – комбинированный урок);

1.2.2. Особенности содержания (степень сложности): первичность, вторичность, исход.

Информативность, доступность источника. Результатом работы учителя является подготовка тематического плана (на год или ½ года).

Таблица 1. Тематический план.

№ урока Темы разделов, подтем, темы уроков Количество часов Примерные даты Внутрикурсовые, межкурсовые, межпредметные связи Тип урока Программы развития учащихся (умения и навыки) Оборудование урока Литература к теме

 

2. Поурочная подготовка учителя к уроку:

2.1. разработка содержания отдельных учеников;

2.2. определение форм, методов, приемов работы.

Функции, которые использует учитель при подготовке к уроку:

Ø гностическая – в определении цели ученика;

Ø конструирующая – в определении форм и методов работы;

Ø организационно-расчетное время, насыщенность учебного материала, формы работы учащихся;

Ø информационная разработка содержания и его структуры;

Ø учетно-контрольная;

Ø корректирующая – определение результативности урока, чтобы скорректировать дальнейшую работу.

Цель урока – совокупность образовательно-воспитательных задач (Вагин, Сперанская).

П. В. Гора, Карцев: цель урока это главная мысль ученика, то что на базе изучения учащиеся должны понять и воспринять в качестве основного вывода.