Формальные и сущностные признаки урока истории. Требования к уроку.

Урок – основная форма воспитания.

Организация учебного процесса – система взаимоотношений учителя с учащимися в этом процессе, а также способ структурирования учебного процесса, в т.ч. учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.

Формы учебно-воспитательного процесса:

1) урок;

2) внеурочные формы: экзамен, зачет, факультатив, клуб, экскурсия(20-е гг. XX в.попытка отказаться от классно-урочной системы (трудовая школа)).

Признаки урока:

1) постоянный состав учащихся классов находящихся примерно на одинаковой ступени развития;

2) определенная продолжительность занятий, их твердой расписание;

3) непосредственное руководство учителя;

4) разнообразие методов, приемов на уроке;

5) сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм работы.

Урок как педагогический комплекс:

Ø содержание;

Ø этапы урока;

Ø многочисленные формы учебной деятельности, приемы обучения.

Требования к уроку:

1. Правильное определение значения урока в системе исторических знаний (место, роль урока в системе воспитательных, образовательных и др. задач).

2. Целостность урока: тематическая и логическая завершенность.

3. Учитель должен давать полноценные исторические знания. Это предполагает научность исторической информации, ее достоверность, реконструкцию прошлого, создание яркого образа знаний.

4. Учитель должен создавать перспективность при изучении истории. Он должен ориентировать учащихся на самостоятельное понимание связей прошлого, настоящего и будущего. Знание и понимание законов общественного развития.

5. Учитель должен иметь научно обоснованную организацию деятельности учащихся (проблема методов, средств обучения).

6. Урок должен быть развивающим.

7. Результативность урока.