Организация проблемного обучения.

Причины зарождения проблемного типа обучения. Основные понятия теории проблемного обучения.

Проблемность.

Значительно возрастающий объем знаний способствует усложнению исторического материала.

С сер. 60-х гг. – тенденция теоретизации исторического знания. Усложняется понятий аппарат, он становится более научным. Шире становится использование наглядных средств обучения.

Появляются новые формы урока – экскурсия, семинар. Господствующим становится объяснительно – иллюстративный тип урока с элементами проблемного типа обучения.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднение, вызванное столкновением учащихся с противоречием.

Типы проблемных ситуаций – противоречий:

1. несоответствие между уже имеющимися знаниями и новыми требованиями решения какой-либо задачи. В условие задачи вводится новая информация, противоречащая знанию – теория противоречия.

2. перед многообразием выбора из системы имеющихся знаний тех, единственно необходимых, которые могут обеспечить выполнение задания. Практический характер. Вопросы на взаимосвязь. Проблема отбора данных.

3. перед новыми условиями применения знаний. Связь с учебными предметами.

Три главных компонента содержания проблемной ситуации:

1. потребность учащихся в новых знаниях или способе действия;

2. неизвестные знания, которые учащиеся должны освоить;

3. известные знания и сформированные умения, усвоенные в ходе предметной учебы.

Уровни проблемности.

Проблемный тип обучения базируется на самостоятельно учащихся. Уровень проблемности определяется объективно. Центральная проблема – уровень самостоятельности учеников.

1ый – характеризуется возникновением проблемной ситуации вне зависимости от методов работы учителя. Степень активизации самостоятельной деятельности учеников низкая. Возникшее затруднение быстро снимается информацией, изложенной учителем.

2ой – определяется преднамеренно созданной проблемной ситуацией. Проблему и формирует, и решает учитель. Учитель – образец.

3ий – характеризуется тем, что учитель создает проблемную ситуацию, указывает учащимся на проблему и вовлекает их в совместный поиск.

4ый – самостоятельное решение учениками сформулированной учителем проблемы путем выдвижения предположений, обоснованием и доказательством гипотезы.

5ый – самостоятельно формулирование учеником проблемы, поиск путей ее решения, решение и проверка правильности выводов и обобщение.

Проблемность – необходимая черта познания.

Проблемное обучение – создание проблемных ситуаций, имеющих характерные практические или теоретические трудности; осознание и решение их учащимися при максимальной самостоятельности и под общим руководством учителя.

В учебном материале должны быть материалы, которые объективно содержат противоречия. Структурирование исторического материала – умение учителя группировать материал – выделить вопросы, являющиеся проблемными; умение языковыми средствами сделать вопросы проблемными.

Как правило, проблемные вопросы содержатся в теоретическом материале.

Функции:

1) использование наглядного, образного исторического материала;

2) создать или подчеркнуть противоречие.

Признаки:

1) вопрос содержит в себе или подразумевает противоречие;

2) формулировка задачи должна быть интересной, увлекательной, НО соответствовать логике науки;

3) должен быть емкий, содержать новую историческую информацию;

4) предполагается или наличие научного спора или создание затруднения практического плана.

Обязательно наличие у учащихся системы развивающихся умений и навыков работать с проблемой.

Содержание документа нередко позволяет самим учащимся сформулировать проблему.

Методы моделирования – восстановление образов, описание словесное по рисунку и т.д.

Творческое воссоздание творческих, объемных картин.

Преобладающим является слово учителя.