Самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся.

Практические методы обучения истории.

Существует два основных подхода в определении самостоятельной работы учащихся. 1) Матвеева и Сасалин понимают под самостоятельной работой работу, которую выполняют учащиеся индивидуально по заданию учителя и в запланированное время. Самостоятельная работа здесь понимается в широком смысле, главный её признак то, что ученик действует, он активен; действия ученика имеют индивидуальный характер. 2) Лернер придаёт большее значение характеру действия ученика. В его понимании самостоятельная работа – это та работа, при которой ученик действует творчески, привносит творчество. Т. о., главный признак самостоятельной деятельности учащегося – творчество.

  1. Исходный признак самостоятельной работы (внешний) – индивидуальная деятельность учащихся без помощи учителя, без посторонней помощи или при небольшой помощи педагога или друг друга.
  2. Цель самостоятельной работы – формирование самостоятельности в широком смысле слова, также выработка характера ученика, что позволяет действовать в нестандартной ситуации, усиление мотивации.
  3. Характер деятельности – творческий.
  4. Сущность самостоятельной работы определяется по Лернеру характером и сущностью задания, которое может носить репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский и др. характеры.

Учебно-практическая деятельность может идти и на репродуктивном и на более высоких уровнях.

Деятельность учащихся направлена на овладение приёмами учебной работы и их применение. Учебно-практическая деятельность имеет творческий характер. Учащиеся в результате неё вооружаются знаниями о материале и методах исторического исследования (главный объект – исторический документ).

Второе направление: главное – знание и овладение учебными приёмами.

6.2.Учебные приёмы (умения и навыки учащихся).

Учебный приём – способ, который объективно может быть выражен в виде перечня действий, входящих в состав приёма.

Схема 7. Учебный прием.

Признак учебного приёма – перечень действий.

Учебный приём может касаться умственной деятельности. В таком случае эти приёмы выступают как умения. Умение – адекватные цели владения важнейшими умственными (мыслительными) действиями.

Умственные действия на механическом уровне – навык. Навык – автоматизированный компонент действия, который носит по преимуществу практический характер. Навыки – частное проявление умственной деятельности.

Сравнение – соотнесение двух объектов друг с другом (составление синхронистических таблиц, составление плана по тексту).

Создание классификации умений и навыков.

Система умений.

Попытку классификации предприняла Н. И. Запорожец.

1 группа – умения, обеспечивающие соответствующие особенности исторического материала: умение локализовать исторические факты и процессы во времени и пространстве (соотнесение событий друг с другом, соотнесение даты события с веком, определение длительности, последовательности, умение читать карту, пользоваться легендой).

2 группа – умения анализировать исторический материал. Анализ – отделение существенного от несущественного, оценка допущения (признаки, характеризующие феодализм, причины введения НЭПа в 1921 г., определение и критерии централизованного государства).

3 группа – умения синтезировать исторический материал. Синтез – создание целого из компонентов. Обобщение причинно-следственных связей.

4 группа – умения сравнивать и сопоставлять аналогичные и однородные факты. Установление сходства и различия по однородным признакам.

5 группа – умения оценивать, а на базе оценки – формулировать и обосновывать выводы. Оценка – это определение значимости.

Система навыков.

1 группа – речевые навыки, отработанные до автоматизма (беглое и сознательное чтение учебных текстов, пересказ текста, ответы на вопросы).

2 группа – составление планов (простой план, сложный, развёрнутый, план-конспект).

3 группа – работа со справочным материалом (навык свободного ориентирования в оглавлении учебников, словарях, вопросах и заданиях; определение новых слов и их значимости по словарям; привлечение указателей и каталогов).

4 группа – навыки оформления графических работ (заполнение и составление таблиц, рисование графиков и диаграмм, оформление различных схем).

5 группа – составление тезисов по параграфам, статьям и т. д.

6 группа – навыки рецензирования (устное, письменное).

7 группа – навыки библиографической работы (поиск книг по библиотечным каталогам, составление библиографических карточек).

8 группа – оформление краткой библиографии по широким и узким историческим темам; написание аннотаций.

9 группа – навыки конспектирования.

10 группа – оформление рефератов

Основа общей классификации умений и учебных приёмов.

1 группа – Учебно-организационная:

а) определение задач и целей, целеполагание;

б) планирование деятельности;

в) рациональное выполнение задач;

г) самооценка;

д) режим дня;

е) подготовка средств учебной деятельности.

Неполнота. В перечень вводятся новые основания.

Источник знания – самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся, т. е. деятельность, направленная на овладение приёмами учебной работы.