Понятие метода в методической литературе.
Методы объяснительно-иллюстративного обучения.
Модель учебника.
Модель учебника – определение компонентов учебника и соотношение с функциями. Модель многофункционального учебника включает в себя текст и внетекстовые компоненты.
Текстовые компоненты(3 типа текста):
1) основной;
2) дополнительный (фрагменты личного отношения автора, научные материалы, документы, отрывки из художественной и научной литературы);
3) пояснительный текст – пояснения отдельных терминов, положений, исторических названий.
Соотношение текстовых компонентов: авторское изложение 84 – 90%, дополнительный текст – 2 – 14%, пояснительный – 0,2 – 3,2%.
Такое разделение снимает нагрузку с основного текста.
Способы изложения:
Ø Повествовательно-описательное изложение;
Ø Объяснительное.
Ø Обобщающее.
Ø Проблемное.
Внетекстовые компоненты:
1) аппарат организации усвоения (АОУ);
2) аппарат ориентировки (АО);
3) иллюстративный материал (ИМ).
Тип обучения определяется по ведущим признакам процесса обучения. Существуют 3 основных типа обучения:
1) догматический тип (сер. XIX в.) – базируется на принципе механического восприятия готовой информации;
2) объяснительно-иллюстративный тип обучения (с сер. 60-х гг. XX в.) – обеспечивает осознанное восприятие готовой информации; является господствующим типом обучения; недостаток – ограниченная оперативность;
3) проблемный тип.
Классификации объяснительно-иллюстративного метода обучения были созданы в сер. 60-х гг. Созданы 3 ведущих типа классификаций по сходству логических оснований:
1) по образовательным задачам предметной области (для методистов);
2) по источнику знаний (универсальная);
3) по уровню познавательной деятельности учащихся.
Система методов объяснительно-иллюстративного типа обучения сложилась в 60 – 70 гг. XX в. Критерии для оценки классификации: логическое основание (традиционная), как взаимосвязаны учитель и учащийся (определяется направлением поисков).
А.И.Стражев предложил классификацию, в основании которой лежат образовательные задачи:
1) методы изучения исторических фактов;
2) методы изучения хронологии;
3) методы формирования локальности исторических явлений (локальные связи исторических явлений);
4) методы формирования исторических понятий;
5) методы изучения причинно-следственных связей;
6) методы раскрытия закономерностей исторического процесса.
Группировка методов поставлена в зависимость от содержания исторического материала, не намечено главное направление поиска, методы рассматриваются только как способы работы учителя.