Понятие метода в методической литературе.

Методы объяснительно-иллюстративного обучения.

Модель учебника.

Модель учебника – определение компонентов учебника и соотношение с функциями. Модель многофункционального учебника включает в себя текст и внетекстовые компоненты.

Текстовые компоненты(3 типа текста):

1) основной;

2) дополнительный (фрагменты личного отношения автора, научные материалы, документы, отрывки из художественной и научной литературы);

3) пояснительный текст – пояснения отдельных терминов, положений, исторических названий.

Соотношение текстовых компонентов: авторское изложение 84 – 90%, дополнительный текст – 2 – 14%, пояснительный – 0,2 – 3,2%.

Такое разделение снимает нагрузку с основного текста.

Способы изложения:

Ø Повествовательно-описательное изложение;

Ø Объяснительное.

Ø Обобщающее.

Ø Проблемное.

Внетекстовые компоненты:

1) аппарат организации усвоения (АОУ);

2) аппарат ориентировки (АО);

3) иллюстративный материал (ИМ).


Тип обучения определяется по ведущим признакам процесса обучения. Существуют 3 основных типа обучения:

1) догматический тип (сер. XIX в.) – базируется на принципе механического восприятия готовой информации;

2) объяснительно-иллюстративный тип обучения (с сер. 60-х гг. XX в.) – обеспечивает осознанное восприятие готовой информации; является господствующим типом обучения; недостаток – ограниченная оперативность;

3) проблемный тип.

Классификации объяснительно-иллюстративного метода обучения были созданы в сер. 60-х гг. Созданы 3 ведущих типа классификаций по сходству логических оснований:

1) по образовательным задачам предметной области (для методистов);

2) по источнику знаний (универсальная);

3) по уровню познавательной деятельности учащихся.

Система методов объяснительно-иллюстративного типа обучения сложилась в 60 – 70 гг. XX в. Критерии для оценки классификации: логическое основание (традиционная), как взаимосвязаны учитель и учащийся (определяется направлением поисков).

А.И.Стражев предложил классификацию, в основании которой лежат образовательные задачи:

1) методы изучения исторических фактов;

2) методы изучения хронологии;

3) методы формирования локальности исторических явлений (локальные связи исторических явлений);

4) методы формирования исторических понятий;

5) методы изучения причинно-следственных связей;

6) методы раскрытия закономерностей исторического процесса.

Группировка методов поставлена в зависимость от содержания исторического материала, не намечено главное направление поиска, методы рассматриваются только как способы работы учителя.