Роль учебника в учебном процессе. Требования к современному учебнику.

Школьные программы как методический документ.

После 7-летней учащиеся не имели представления об историческом развитии современности, т.к. курс новейшей истории не был разработан.

Учащиеся 7-летней школы не изучали отечественную историю, конституция СССР могла изучаться лишь формально, курс истории СССР не имел основы.

8 сент. 1959 г. ЦК КПСС принял постановление об изменениях структуры образования.

1958 г. – «об укреплении связи школы с жизнью»

В сельской местности юноши получали специальность механика, девушки – машинистки. В городах – портнихи и рабочие на станкостроительном заводе.

Количество учебных часов содержало часть для производственного обучения.

Модель учебника.

1. методология учебника.

2. методическое содержание.

Методология – основа систематизации материала. Проблема подбора фактов – структурные принципы группировки содержания. Выделяют три основные логические основы систематизации учебников:

Ø экземпляристский (традиционалистский)

Ø эволюционная теория Виноградова

Ø социологический метод (сравнительно-исторический).

Период советской школы.

Учебник появился в 40-е годы. В нем использовался формационный подход. Анализ этих учебников выявил ряд недостатков: не учитывалось, что Маркс создал свою теорию на основе стран Европы.

В кон. 80-х гг. в ряде дискуссий выделено несколько подходов: отказ от универсальной доктрины исторического процесса. Наиболее популярны цивилизационные, культурологические антропологические принципы.

Цивилизационный принцип – на первом месте. Авторы следуют экземпляристкому подходу.

В настоящее – многообразие методологических основ, возродился интерес к системе дворянской историографии, используется смешение принципов при создании учебника, а иногда не используется ни один методологический принцип.

Важное место занимал спор о том, какой метод должен преобладать логический стиль при создании учебника: индукция или дедукция.

Индукция – обилие фактов, образность, «толстый учебник».

Дедукция – «тонкий учебник», конспективный стиль изложения, исп. только то количество фактов, которое необходимо для характеристики события, т.е. учебник не должен заменять книгу для чтения, содержать красочные факты.

Но индукция и дедукция не используется в чистом виде.

Система советских учебников базировалась на индуктивной основе, и в настоящее время много сторонников этого метода изложения. Но стоит вопрос о замене инд. О\основы на дедуктивную в связи с развитием исторической науки, обилием ист. фактов.

Попытки внедрения дедуктивного метода были во второй пол. 80-х гг. (учебник по истории средних веков Агибалова).

Важный вопрос о принципах организации материала. Используют несколько принципов:

1) Монографический принцип – история страны изучается от начала до конца.

2) Принцип синхронности – все страны изучаются на одном историческом этапе, т.е происходит неоднократное возвращение к одним хронологическим рамкам. На этом принципе созданы учебники по зарубежной истории. Минусы: нет подробности изучения, нет полного представления о смене каких-либо периодов.

3) Хронологический принцип.

4) Тематический принцип – объединение фактов в однородные по содержанию группы.

5) Проблемно-тематический принцип – комплексы, характеризующие отдельные стороны общественной жизни.