Принципы построения школьных программ (структура школьного курса истории).

1871 г. – первая государственная школьная программа по истории русская классическая реальная гимназия.

Она регулировала содержание школьного курса истории, его проблематику, глубину, определяла структуру школьного курса истории (расположение материала по годам), определяла время на изучение темы согласно с сеткой часов.

С XIX в. использовалось три варианта структуры:

1) принцип концентризма (1871 – 1916/17 гг., и с 1994 г. до сих пор);

2) линейный принцип (16.05.1934 – 1958; 1965 – 1993);

3) линейно-ступенчатый принцип (1959 – 1965).

Концентризм (К.)

В ГДР 1949 – 1969 гг. – образец концентрической структуры построения программы.

К. предполагал расположение материала последовательно на двух или трех этапах, каждый из которых должен охватывать весь или почти весь курс истории, и на каждом последующем этапе изучение должно вестись с большей глубиной и подробностями.

Первый этап – элементарный курс, следующий этап – систематический характер. Общие обязательные исторические знания получали на двух этапах.

К. обосновывался педагогически и психологически:

Ø на каждом этапе материал сообразуется с интересами школьника;

Ø весь раздел истории усваивается в каждом этапе с одинаковой степенью глубины;

Ø повторное изучение способствует более прочному закреплению знаний.

Условия для эффективного использования К.:

1) правильно определенный объем, специфика и формы изложения материала на каждом этапе;

2) между соответствующими разделами концентрического курса должен быть разрыв во времени (не менее 3 лет);

3) необходимо достаточно времени (3 – 4 года) для развертывания в каждом этапе.

Линейный принцип (Л.п.).

В противовес К. предложен Л.п. в кон. XIX в. – однократное изучение, школьного курса, который выстроен по одной хронологической линии.

Варианты Л. п.:

1) хронологически-прогрессивный метод (с др. вр. до совр.);

2) хронологически-регрессивный метод (обратный, от современности к прошлому);

Изучение начинается пропедевтическим курсом отечественной истории в 4 классе. В 5 классе – древний мир, и т.д. курсы носили классический характер.

Л.п. экономил учебное время, появилась возможность для более глубокого курса истории. Но возник ряд проблем:

Ø отсутствие необходимого педагогического уровня доступности информации;

Ø проблема неравноценности в изучении отдельных курсов истории;

Ø последовательное изучение процесса растягивается на много лет:

Ø проблема закрепления знаний.

Линейность нельзя использовать при многоступенчатом варианте школ. Была проблема учебников, разработки программ. Курсы 5 – 10 классов носили систематический характер. Это означало решение проблемы равноценности образования.