Взгляды декабристов на школу и преподавание истории в ней.

Система классицизма в русских гимназиях XIX в. Догматический тип обучения.

Первый этап – реформы Александра I, 1802 – 1804.

1802 г. – Манифест об учреждении Министерства народного просвещения, министр – П.В. Завадовский.

1804 г. – Устав университетов Российской империи. Создано 6 учебных округов, во главе каждого округа – университет.

1804 г.– Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Гимназия (4 года), уездное училище (2 года), приходское училище (1 год). Гимназии создавались в каждом губернском городе, в них обучались только мальчики, а в приходских училищах было совместное обучение. Таким образом, была создана стройная система образования: министерство – гимназия – уездное училище – приходское училище. Преемственность учебных планов. Формально всесословное и бесплатное образование. Не вполне светское: Закон Божий сохранялся в низшем звене – приходских училищах. В 1804 г.– разъяснение учебным заведениям от университета о том, что нежелательно принимать детей крепостных в уездные училища и гимназии. В гимназиях преподавали на французском и немецком. Предмета «словесность» не было. Количество учащихся резко сократилось – до 32 тысяч. Эта система сломала предыдущую – не было профессиональных школ. Подход к истории сохранялся на уровне конца XVIII в.

В 1828 г.принят Устав для гимназий. Они становились узкосословными (дворянскими) и исключительно мужскими. Только выпускники гимназий могли поступить в университет. Формирование классической гимназии началось при Уварове (министр просвещения с 1833). Сферой его интересов была античная история и археология. Цели исторического образования совпадали с целями гимназии и определялись формулой «самодержавие, православие, народность». Карамзин: «Самодержавие основало и воскресило Россию». «Безопаснее поработить людей, чем дать им невовремя свободу».

Учебники:

Н.М. Карамзин «Сокращение Российской истории в пользу юношества» (пособие).

Специальные учебники: Кайданов И.К. Учебная книга по всеобщей истории. СПб., 1834. Смарагдов С. Краткое начертание всеобщей истории. Эти авторы были не историками, а компиляторами.

По российской истории: Устрялов Н.Г. Начертание русской истории для средних учебных заведений. М., 1833. Переиздавался 60 раз.

По Уставу 1828 г. в учебный план гимназии вводилось 16 предметов. 4 языка: латынь, греческий (занимали в сумме 41% учебного времени), немецкий, французский. Античная литература, античная история (на втором и третьем месте по количеству часов). Закон Божий. Грамматика, словесность, чистописание, логика, математика, физика, черчение, рисование, статистика, география. Преподавание носило учебно-экземпляристский характер: изучались отдельные монархи, святители церкви. Догматический метод обучения. Лозунг: «история – дело одной памяти». Предполагалось опираться только на механическую память. Репетиционный метод. Прием – ключ. Названия событий срифмовывались и распевались (рифмическая метода), придумывались специальные приёмы-ключи для запоминания. Доктор философии Язвинский разрабатывал метод изучения хронологии, в 1837 г.опубликовал книгу. Игровой приём: лото.

Допросы А. Бестужева-Марлинского, работы П. Пестеля «Практические начала политической экономии», устав Союза Благоденствия (раздел посвященный школе) – в данных источниках освещаются взгляды декабристов на школу.

В 1819 г. Союз Благоденствия учредил «Гет. вольное общество учреждений и училищ взаимного обучения». Ф. Глинка, Кюхельбекер, Трубецкой, Муравьев.

Вольное общество создало новую школу – школьное взаимное обучение.

В 1819 – 1825 гг. в Нижнем Новгороде, Астрахани, Вильно, Кронштадте, Вологде и Киеве.

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения (кон. XVIII – нач. XIX). Дешевая, массовая для раскрепощенных крестьян. Обучение через учеников-монтиоров.

Форма деятельности учащихся – индивидуальный график работы. Основной формой работы являлась самостоятельная работа.

Два основных этапа создания таких школ:

Ø до 1825 г.;

Ø после возвращения из ссылки декабристов.

Черевин в «Вестнике Европы» писал, что цель истории образованный и воспитанный человек и гражданин. Содержание курса – два этапа(«предмета»): пропедевтический (чтение исторических и назидательных повестей) и современное краеведение (изучение географии, народоведения, промыслов, образа жизни и т. д.).

Принципы подачи содержания – доступность без примитивизма и без упрощения (ясность, конкретность, занимательность).

Ознакомление слушателей с основными понятиями предмета и науки.

Учитель должен обладать строгой нравственностью, одаренностью, пламенной душой, образованием, пылким воображением, учитель истории – проповедник. Элементы романтизма.

Сознательное усвоение истории.

Е…торовская школа, Якушкин.

Использовались стоклеточные таблицы, раздавались карты. Учитель рассказывал и объяснял события. Ученик должен был расшифровывать материал в собственной таблице.

Официальная методика преподавания противопоставлялась альтернативной методике декабристов.