Задачи курса, его структура.

Предмет Методики преподавания истории.

Три понятия: методика преподавания (наука о способах преподавания), технология (педагогическое мастерство), дидактика (общая теория обучения).

Как самостоятельная отрасль МПИ оформилась в последней трети XIX в. Сложилась за полтора века. Официально преподавание истории началось в России в эпоху Петра Великого (перв. четверть XVIII в.), Школы, где давались исторические знания, назывались разноязычными (6 языков). История была несамостоятельной дисциплиной, использовалась как грамматика для иностранного языка. В конце XVIII в. складываются два курса: зарубежная история и российская история. Преподавание в течение всего XVIII в. велось эмпирически, накапливался опыт, делались обобщения…

Цель МПИ – «отыскание, описание и оценка способов которые ведут к наилучшей постановке этой науки» (конец XIX в.). Задача – как преподавать?

Второй этап: меняется взгляд, расширяются представления (60-е, 70-е гг. ХХ в.). Предмет МПИ по А. Вагину: два главных вопроса – что учить и как организовать процесс обучения. Предмет МПИ по П. Горе: процесс обучения истории.

Схема №1. Задачи Методики преподавания истории.

1 задача МПИ: зачем изучать историю (цели исторического образования). А определение целей влияют цели школы, уровень развития исторической науки и уровень развития педагогики.

2 задача МПИ: о содержании исторического образования.

3 задача МПИ должна, с одной стороны, определить уровень познавательных возможностей учащихся, который позволит им усвоить материал; а с другой – определить, как изучение истории должно изменить этот уровень.

4 задача: организация обучения (методы).

5 задача: изучение результатов обучения. Результаты помогают определить пути совершенствования всех остальных компонентов МПИ.

Если меняются цели, то меняется содержание и организация обучения. Это происходит из-за изменений в обществе.

2.Преподавание истории и развитие методической мысли России в XVIII – XIX вв.