Функциональная модель

Основные бизнес-модели организации деятельности

Для проведения анализа и совершенствования деятельности компании необходимо построить и начинать использовать ее бизнес-модель.

Так, например, модель организационно-функциональной структуры (См. Схему 1), состоящая в свою очередь из модели организационной структуры, функциональной модели и модели распределения ответственности, позволяет провести анализ достаточности и необходимости функций, структурных звеньев, анализ распределения ответственности, выявить дублирование и "провисание" функций.

Организационно-функциональная модель компании моделирует деятельность компании с определенной степенью точности. Так например, она не показывает взаимосвязи между функциями выполняемыми в компании, а также материальные и информационные потоки. Если возникает необходимость провести более глубокий анализ деятельности организации, то целесообразно разработать модель бизнес-процессов, которая является своего рода расширением организационно-функциональной модели (См. Схему 1).

Функция = "свертка" бизнес - процессов

Схема 1. Модель бизнес-процесса как расширение организационно-функциональной модели

На Схеме 2 изображен пример модели бизнес-процесса верхнего уровня, выполненной в стандарте SADT/IDEF0.

Схема 2. Пример модели бизнес-процесса

Данная модель бизнес-процесса, в отличие от организационно-функциональной модели, показывает взаимосвязи между функциями, последовательность их выполнения, а также материальные и информационные потоки, имеющие место при функционировании организации, что в свою очередь делает возможным проведение более глубокого анализа и позволяет выявить узкие и неоптимальные участки бизнес-процесса, включая разрывы в материальных потоках и информации.

Помимо организационно-функциональной и бизнес-процессной модели при моделировании бизнеса применяют и другие модели:

  • Модели стратегического анализа
  • Модели стратегии
  • Модели финансовой структуры
  • Бюджетные модели
  • Информационные модели

Понимается, что модели являются взаимосвязанными, и изменения производимые в одной из них порождают соответствующие изменения в остальных.

В принципе моделирование бизнеса можно начинать с разработки любой из перечисленных бизнес-моделей, однако их анализ и проектирование производится в определенной последовательности (См. Схему 3).

Схема 3. Порядок анализа и проектирования моделей