Опора на чувства.
Для этого
Третья идея «учить кратко, приятно и основательно».
Образование надо начинать в детстве(весна жизни)
Утренние часы более удобны
Все должно быть распределено согласно ступеням возраста. Коменский вводит возрастную периодизацию по 6 лет.
У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть один и тот же учитель.
Коменский вводит требование «Учить природосообразно».
«Природа не спешит, но продвигается вперед медленно»
«Природа не делает скачков . а идет вперед постепенно»
«Учитель как и врач является только помощником природы, а не ее господином»
«Нужно помогать способностям, а не подавлять их».
».
Коменский развивал идеи сенсуализма:» Нет ничего в уме, чего бы раньше не было в ощущениях». «Все, что возбуждает мое зрение, слух, обоняние, вкус, осязание является для меня печатью, посредством которой образ вещи отпечатывается в мозгу и при воспоминании воспроизводится.
Золотое правило дидактики – опора на все органы чувств. Все что можно представить для восприятия чувствами: видимое зрением, слышимое слухом, запахи обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанием – путем осязания».
Необходимо сначала учить вещам, а потом словам. Школа должна быть не словесной, а действенной. Вещь – сущность, слово – случайность. Вещь-зерно, слово –шелуха.
Слух надо постоянно соединять со зрением, язык(речь) с деятельностью рук.
Надо раскрывать способности понимать вещи.
.
Организация обучения – «Во всем должен быть порядок. «Порядок-душа вещей». Аналог -часы. «Школа без дисциплины, как мельница без воды». Первое – распределение во времени. Искусство обучения –это искусное распределение времени, предметов и метода. Научение пользоваться временем. Коменский вводит классно -урочную систему. Занятия должны длиться 4 часа. Ни под каким предлогом нельзя пропускать занятия и уклоняться от уроков. Он требует повторения материала. «Много раз повторяется одно и тоже и даже наиболее отстающие поймут изложение настолько, чтобы идти со всеми остальными». Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила. Каждое правило надо излагать немногими , но ясными словами. Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами.
Отдельные приемы: «Кто учит других, учится сам».
Книги. «Книги должны составляться в форме диалогов».
Разрабатывает упражнения.
Возможны соревнования, учебные игры. Например, в политических науках можно играть в канцлера, консула. Сенатора(ролевые игры?).
За поведение надо наказывать строже, чем за учение. Особо строгое наказание должно быть за богохульство, за упорное неповиновение, за умышленную злостность, за высокомерие, тщеславие, за лень.
Учитель. С одной стороны, Коменский рассматривает учительскую профессию как небесное призвание. Учитель долженвладеть методом. Успешно преподавать в состоянии будут даже те, кого природа не наделила даже способностями к преподаванию. Учитель будет иметь готовый материал и готовые средства. «Подобно тому как любой органист легко исполнит по нотам какие –либо симфонии, которые он сам , быть может , не мог бы ни сочинить, ни исполнить одним только голосом или сыграть на память, так и школьный учитель не мог бы разве учить всему, когда всему, чему надо учить со всеми методами учения, он имеет в руках, как бы занесенными в партитуру»(гл.32)
«У наборщиков есть своя наборная линейка, с помощью которой они соединяют буквы в слова, слова в строки, строки в полосы, чтобы ничто не сдвигалось с места.
Так и воспитателям юношества надо дать в руки нормы, по которым они должны вести свою работу, то есть нужно для них написать руководящие книги, которые напоминали бы им о том, что , где и как нужно делать , чтобы не было никаких отклонений в сторону.».
Последняя глава. Коменский вводит новое понятие: дидахография.
Бумага – ученики, в умах которых отпечатываются литеры наук.
Шрифт – учебники, приготовленных учебники.
Черная краска – это «живой голос преподавателя, сообщающий из книг знания вещей и привносящий эти знания в умы слушателей.
Печатный станок – это школьная дисциплина, которая всех располагает и принуждает воспринимать науку.
Пантодидактика – общая дидактика.
Школа – машина, которая должна быть составлена, которая должна быть составлена из удачных частей.
Содержание и методы нравственного воспитания:
Воспитание
- мудрости
-умеренности
-мужества
-справедливости
Мудрости ( умение найти истинное суждение, чтобы не было заблуждений и ошибок),-умеренность( в питье, сне, работах, играх, разговорах, молчании)
Мужество- преодоление себя, сдерживание своих влечений, обуздывание нетерпеливости, ропота, гнева.
Человек должен научиться мужеству как самообладанию.
Методом является приучиться выполнять чужую волю, проявлять исполнительность и любезность.
Проявлять готовность услужить другим и иметь охоту к этому.
Мы рождаемся не только для самих себя, но и для ближнего.
Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия , знали бы и умели бы как друг другу помогать.
Благочестие-это сердцем всегда искать Бога