Великий чешский педагог.
Коменский. Ян Амос 1592-1670
Ян Амос Коменский каксвященник.Принадлежал к евангелической(протестанской) общине Чешские братья. Был последним епископом этой общины. Через его жизнь прошла 30-ти летняя религиозная война между католиками и протестантами(1618-1648). Ему было 26 , когда она началась и 56, когда она закончилась. Община была гонима. Вся жизнь его прошла в скитаниях, в эмиграции.
Его протестантское миропонимание присутствует во всех трудах. Особенно в работе «Лабиринт мира и рай сердца». Он рассказывает о том, что люди одно говорят, а другое делают. Те,. кого называют учителями и духовными отцами, оказываются доходными отцами. Языческие философы не готовы помочь страдающим.( Сократ утверждает, что ничего не знает. Диоген то впрыгивает в бочку,то выпрыгивает из неё…..). И тогда автор слышит голос: «Воротись в дом сына твоего и затвори дверь. Сын мой! Я обитаю в двух местах: на небе во славе своей и на земле в сердце смиренном». Коменский пишет: «Признак злого человека- везде искать закона и на бумаге написанного правила –как поступать, тогда как преданные Богу обращают внимание только на совесть»..
Ян Амос Коменский как величайший философ. Его капитальный философский труд – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Основная идея – сверх мудрость-. «Пансофия». . Сущность идеи:Ученые и влиятельные люди мира должны объединиться в коллегию света и решить, как освободить мир от войны и зла. Но, чтобы их поняли, поддержали народы , необходимо всеобщее просвещение от рождения до смерти..
Ян Амос Коменскийкак величайший педагог. Его педагогическая деятельность развертывалась в двух направлениях: он написал большое число книг по обучению латинскому языку, который был языком Церкви, науки и международного общения.
Самой известной была книга «Мир чувственных вещей в картинках», где приводилось слово на латинском, затем картинка и слово на языке тех, кто изучал латынь. Эта книга имела большую популярность. Ею пользовались в России. Она напоминала современный разговорник.
Затем Коменский создал 4 рода учебников.: Преддверье. Дверь, Дворец, Сокровищница. К каждой книге прилагалось пособие. Последняя книга Сокровищница представляла собой хрестоматию. Все завершал сборник пьес на латинском языке «Школа игра» на темы религиозного содержания.
Другое направление педагогического творчества- философско-педагогическое произведение «Великая дидактика»(1638) и связанные с ним работы. Например, Материнская школа, Закон хорошо организованной школы и др.
Мировоззренческий фундамент Великой дидактики покоился на двух основаниях: христианстве (протестантизме)- первые 6 глав и переосмыслении достижений научной революции XVI -XVII веков (Бэкон, Галилей, Декарт, Спиноза, Гоббс, Ньютон, Лейбниц) .Процесс этот в первую очередь захватил естественные науки, вызвал развитие механики. Сложилась новая картина мира и новый тип мышления (классическая рациональность).
. Труд Коменского «Великая дидактика» представлял собой философско-педагогическое произведение, которое, с одной стороны, отвечало на задачи и запросы времени, а с другой стороны, явилось основанием для развития школы Нового времени.
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА,
СОДЕРЖАЩАЯ
УНИВЕРСАЛЬНУЮТЕОРИЮ УЧИТЬ ВСЕХ ВСЕМУ,
ИЛИ
верный и тщательно обдуманный, способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого,где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей, и будущей ук из ни
КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,
ГДЕ ДЛЯ ВСЕГО, ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ,
ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей;
(
ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;
ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам,, наконец, указывается
ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике.
Титульный лист позволяет провести анализ проекта книги.
Почему Коменский называет книгу «Великая дидактика», а не просто
Дидактика? Возможна ли универсальная теория и универсальный метод на
все времена и для любых учителей в любых ситуациях?
Коменский определяет назначение и содержание образования:
-познание себя и окружающего;
-управление собой;
- стремление к Богу.
Или обучение, совершенствование в нравах и благочестие, или научное
образование , нравственное и благочестие. Назначение для настоящей и
будущей жизни и жизни вечной.
ПОЛОЖЕНИЯ, РАЗВИВАЕМЫЕ В СОДЕРЖАНИИ ГЛАВ.
I. Человек есть самое высшее, самое совершенное
и превосходнейшее творение.
II. Последняя цель человека находится за пределами
этой жизни.
III. Эта жизнь является только приготовлением к вечной жизни.
IV. Есть три ступени приготовления к вечности: по
знание себя (и вместе с тобою всего), управление
собою и стремление к богу.
V. Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.
VI. Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование.
VII. Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить.
VIII. Юношество должно получать образование совместно, и для этого нужны школы.
IX. Школам нужно вверять всю молодежь обоего пола.
X. Обучение в школах должно быть универсальным.
XI. До сих пор не было школ, вполне соответствующих своему назначению.
XII. Школы можно преобразовать к лучшему.
XIII. Основою преобразования школ является точный
порядок во всем.
XIV. Точный порядок для школы следует заимствовать
у природы.
XV. Основы для продолжения жизни.
XVI. Общие требования обучения и учения, т. е. как
учить и учиться.
XVII. Основы легкости обучения и учения.
XVIII. Основы прочности (основательности) обучения и
учения.
XIX. Основы кратчайшего пути обучения.
XX. Метод наук в частности.
XXI. Метод искусств.
XXII. Метод языков.
XXIII. Метод нравственного воспитания.
XXIV. Метод насаждения благочестия
XXV. Если мы желаем, чтобы школы были вполне реорганизованы на подлинных началах истинного христианства, должно или удалить книги язычников, или, по крайней мере, пользоваться ими с большей осторожностью, чем это было до сих пор.
XXVI. О школьной дисциплине.
XXVII.О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся.
XXVIII.Очерк (идея) материнской, школы.
XXIX. Идея школы родного языка.
XXX. Очерк латинской школы.
XXXI. Об академии, путешествиях и коллегии света.
XXXII.О всеобщей совершенной организации школ.
XXXIII.Об условиях, необходимых для практического применения этого
всеобщего метода.
. Коменский попытался соединить классический рационализм с христианским миропониманием жизни как пути к Вечности и к Богу.
Его многие не понимали. «Не следует применять священное писание для той цели, для которой бог не предназначил его, нельзя соединить религию и истинное откровение сознанием, которое формирует разум», писал Декарт.
Да и сам Коменский одну из глав Великой Дидактики называет 25 главу-« Если мы желаем, чтобы школы были вполне реорганизованы на истинных началах истинного христианства, должны или удалить книги язычников, или, по крайней мере пользоваться ими с большой осторожностью».
Методологическая основа работы базируется на идеях христианства. Коменский видит назначение образования в подготовке к жизни вечной. Первые шесть глав посвящены обоснованию методологии темы вечности и бессмертия. Вся жизнь человека делится на: 9 месяцев жизни во чреве матери, сколько – то лет жизни на земле, и основная жизнь в вечности. Первые две жизни – временны. Настоящая жизнь на земле дана затем, чтобы человек получил милость божию для жизни вечной.
Коменский утверждал проблему всеобщего начального образования как христианскую гуманистическую идею: «Человек есть самое совершенное и превосходнейшее творение»(название первой главы), «Человека, если он хочет стать человеком , необходимо формировать». В то же время, в том как он предлагал реализовать идею всеобщего образования проявилось влияние классического рационализма ( представление об универсальности метода, механистичности процесса(три главные метафоры: часы, водопровод и типографский станок) , абсолютизация внешнего детерминизма»как садовник поливает цветок….»).
Первая основополагающая идея «Великой дидактики» -«Учить всех».
(главы 6-9).
Учить всех без исключения, «кроме тех у кого Бог отнял смысл и разум». Богатых и бедных, мужчин и женщин, начальствующих и подчиненных, тупых и даровитых, злых и добрых, медлительных и подвижных, больных и здоровых, в городах, местечках, деревнях и т.д. Список кончается «ремесленников и носильщиков», видимо носильщики были внизу социальной лестницы.
Вводя идею всеобщего образования, Коменский требует его организацию государством, так как родители не могут потому, что : сами не учились, заняты другими делами, не обладают временем, способностями.
«Это дело требует профессионалов» , - пишет Коменский.
Для реализации идеи «учить всех» Коменский создает модель «массовой школы учебы»
«На одного учителя было бы достаточно одновременно хотя бы 100 учеников»
«Один учитель может руководить сотнями учеников. Это наиболее целесообразно».(гл.12.)
Ученики в ситуации массовой школы ассоциируются со стадом свиней или коров. «Как стадо , а учитель пастух, ведь крестьяне не пасут свиней и коров в отдельности, а держат наемных пастухов..»)(гл.12. 1.6)
«Учитель несомненно , тем с большим удовольствием будет вести дело, чем большее число учеников будет видеть перед собой. (Так и добывающие руду, работают с наслаждением при ее обилии.) А чем воодушевленнее будет учитель, тем более оживленными сделает он учеников. «Как хлебопек , однажды замесив тесто и однажды истопив печь, печет много хлебов, кирпичный мастер обжигает много кирпичей, а типограф одним набором букв печатает сотни и тысячи книг,- так именно и учитель школы одними и теми же упражнениями в занятиях может без всякого для себя неудобства обслужить сразу огромное количество учеников».
Сама идея массовости школы одновременно порождает и глагол «обслужить», то есть учитель становиться «образовательной услугой».
Массовость снимает возможность индивидуального подхода:
«Учитель ни к кому не будет подходить порознь, не будет позволять кому – либо подходить к себе в одиночку, но, стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать). Он, подобно солнцу, будет распространять свои лучи на всех.
Так белилами из одного горшка будут окрашены не две стены, но множество стен».
«Расспросы вне класса должны быть устранены. Кому это нужно, пусть при всех спрашивает учителя, чтобы все вопросы и ответы были на пользу всех.
«Как один учитель может руководить несколькими сотнями учеников?
Нужно, чтобы преподаватель разделил всех учеников на определенные разряды, например, на десятки, и во главе каждого десятка поставил наблюдающих(десятники0, а над ними в свою очередь других и так до самого старшего
Чтобы поддержать внимание учитель проводит опрос: «тако-й то или такой- то повтори, что я только что сказал, повтори этот период Подобным же образом, если ты спросил одного, и он затрудняется ответить, быстро вызывай другого, третьего, десятого, тридцатого и требуй ответа, не повторяя вопрос».
Если чего-нибудь не знает один и другой ученик, нужно обращаться с вопросом ко всем, и тогда ответившего первым или лучше всех, нужно похвалить перед всеми». Спрашивая немногих, учитель спокоен за всех.»
Учебные книги.
«Всех должно учить по одним книгам, чтобы совпадали страницы и строчки».
«Все должны преподавать по одному методу».
Коменский вводит периодизацию и ступенчатую систему школ, разделив ее по четырем возрастам. В каждом периоде по 6 лет..
1. Материнская школа – с утробного состояния ребенка и продолжается в течение 6-ти лет. Серьезная программа Воспитания благочестия, нравственного и интеллектуального воспитания. Приучение к молчанию, к труду, умение жертвовать своим имуществом, благочестие, услужливость и готовность служить другим. Преимущественно развиваются внешние чувства, чтобы правильно научились обращаться с окружающими предметами и распозновать их.
2. Школа родного языка. Должна быть в каждой общине. Преподавание не на латыни, а на родном языке (6 лет). В последнем классе вводились ремесленные предметы. Преимущественно внутренние чувства, сила воображения/, память с их исполнительными органами рукой и языком -путем чтения, письма, счета, пения, рисования, измерения, взвешивания , запоминания различного материала.
3. Дальнейшее обучение могут продолжать:
a. Имеющие природные дарования» (Коменский написал небольшой доклад «о развитии дарований»).
b. Людям, имеющие предназначение (готовящимся) управлять, те, у кого стремления выше, чем быть ремесленниками..
4. Латинская школа или гимназия (6 лет) в каждом городе. Традиционная программа латинской школы. Развитие понимания и суждения, посредством вопросов что и почему..
5. Академия и путешествия для зрелости. Содержание академии повторяет содержание университетов (богословие, философия, путешествия). Из Академии будут выходить будущие руководители других. Здесь развивается способности, которые научат сохранять гармонию
Таким образом, Коменский обосновал и разработал идею всеобщего начального образования на родном языке. В Европе эти идеи со времени Реформации звучали постоянно. Некоторые авторы (например Андрэа и Ратке (Ратихий) ) выдвигали эту идею в своих работах. Ратке был на 20 лет старше Коменского . Он выдвинул идеи государственного всеобщего начального образования на родном языке и основные дидактические принципы(природосообразности, сначала изучение самой вещи, потом словесное объяснение). Ратке принадлежала слава первой формулировки этих принципов, Коменскому - научная разработка. Сходные идеи были представлены в социальной утопии «Христианский город» Иоганном Андреа. В этой утопии он призывал к всеобщему , одинаковому для мужчин и женщин образованию на родном языке, в содержании которого играли бы большую роль математика и естествознание, изучаемое с помощью экспериментов. Он считал воспитание и образование делом всего общества. К умственному воспитанию добавлял трудовое, нравственное и физическое, формулировал дидактические принципы наглядности, доступности, межпредметных связей.
Коменский, подняв актуальные в его время и обсуждаемые проблемы всеобщего начального государственного образования, научно разработал программу его организации так, что она оказалась востребованной на протяжении всей эпохи Нового и Новейшего времени.
Вторая идея, заявленная на титульном листе – «научить всему»: (глава 10)
Коменский сам отмечает, что нельзя научить всему (по краткости времени). «Можно научить распознавать основания, свойства и цели всего существующего. Нужно образовывать понимание вещей, память, язык и руки. Важно - развитие способностей, совершенствование языка, развитие благопристойности, чтобы Бог истинно почитался». Обучение и воспитание едины, но главное не обучение, а воспитание.
«Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие.
«В воспитание достигается поверхностная обходительность в обращении, внешний лоск, пышные иноземные одеяния – дрессирование для светской пустоты глаз руки ноги». В школах даже не поднимается вопроса о доброй жизни.
Оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания».
«Школа должна стать мастерской человечности, а не застенком для умов». Коменский критикует школу за непроизводительность.
« С самого начала юношам надо дать основы общего образования, то есть распределить материал так, чтобы последующие занятия по видимому представляли лишь развитие полученных знаний в их частностях».
В содержании образования:
Одна из проблем содержания –наследие Античности. « Всякое растение, которое не Отец наш небесный насадил подобает искоренить».