Экономические санкции

Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго — это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Введение эмбарго на торговлю с другой страной уста­навливается в основном по политическим мотивам. По отно­шению к какой-либо стране экономические санкции могут также нести коллективный характер, например по решению ООН.

Методы и формы государственного регулирования, рас­смотренные выше, это лишь основные инструменты внешне­торговой политики. На практике их гораздо больше. В послед­нее время широкое распространение получили технические барьеры, которые представляют собой административное регу­лирование, в результате которого происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи спе­цифических стандартов качества, норм безопасности, сани­тарных ограничений и др.


Лекция № 14. Система международных эко­номических организаций

1.Сущность и понятия международных экономических организаций

Все более и более расширяющиеся хозяйственные взаимо­связи и взаимозависимость стран (хозяйств) требуют увеличе­ния роли разностороннего регулирования мировых хозяйствен­ных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ (международного разделения труда). Но масштабы и ориентированность развития многостороннего ре­гулирования в большей степени зависят от определенных ин­тересов государств и их политики.

По вопросам торгово-экономических международных от­ношений многогранное регулирование воздействует на при­нимаемые правительственные решения, не задевая нацио­нального суверенитета его участников. В поле деятельности государственной политики в этой области вмешивается не только регулирование, но также и содействие развитию миро­хозяйственных отношений, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправитель­ственном уровне и в области экономических международных организаций.

Международные экономические организации представля­ют собой институт разносторонних межгосударственных свя­зей, которые имеют координированные его участниками цели, компетенцию и другие «специфические» политико-организа­ционные нормы.

Такими нормами (установлениями) являются порядок принятия решений, устав, членство, процедура, а также кон­ференции, совещания, конгрессы, осуществляющие свою деятельность в течение ограниченного периода времени.


Способами взаимодействия в международном регулирова­нии являются:

1) директивы и резолюции, принимаемые и разрабатывае­
мые международными организациями. Они являются обя­
зательными для их членов;

2) многосторонние соглашения, которые заключаются на
межправительственном уровне;

3) договоренности и соглашения;

4) консультации и сотрудничество на региональном уровне.

Регулирование экономической политики государств проис­ходит как в региональном, так и в международном аспекте и ос­новывается на нормах международного частного и публичного права. На эти права оказывают воздействие экономические отношения между государствами, юридическими и физиче­скими лицами, экономическими объединениями.

Установленные нормы подразделяются на обычные и кон­венциональные. Соблюдение норм обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными органи­зациями, которые осуществляют коллективный контроль за соблюдением норм международного права. Хозяйственные взаимосвязи тем не менее усложняются, поэтому между опре­деленными государствами соответствующие международные правила и нормы меняются.

Особую роль в системе международных экономических ор­ганизаций играют организации, вошедшие в систему ООН.

В настоящее время важное значение обрели региональные межправительственные организации. Их число возрастает, и ох­ватывают они все континенты. В сферу своей деятельности ре­гиональные организации относят не только экономику, но и за­дачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры.

Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные органи­зации. В основном это объединения предпринимателей:

1) Международная торговая палата;

2) ассоциация экспортеров и производителей сырьевых
товаров;


3) фонды развития, создаваемые неправительственными
организациями;

4) конференции и круглые столы, проводимые предприни­
мателями разных стран для координации экономической
политики; выработки международных правил бизнеса.

На современном этапе основными задачами международ­ного регулирования являются:

1) снабжение стабильности в развитии мировой экономи­
ки и в валютно-финансовой сфере;

2) формирование экономического сотрудничества между
странами в разнообразных формах; ликвидация дискрими­
нации в торгово-экономических отношениях между стра­
нами и группировками;

3) оказание содействия развитию частного предпринима­
тельства;

4) утверждение конкретных мер по выходу из кризиса
в конкретной стране или на мировом рынке;

5) координация и согласование макроэкономической по­
литики государств, которая обусловлена беспристрастной
тенденцией к экономической интеграции отдельных ре­
гионов.

Международные экономические организации на все сто­роны межгосударственных экономических отношений оказы­вают решающее влияние.

Межправительственные организации системы ООН имеют особенное значение в развитии международно-правового регу­лирования. В ходе своей деятельности они разрабатывают та­кие механизмы и нормы, которые оказывают немаловажное воздействие на национальные правовые системы и государ­ственное законодательство.

Целями и функциями международных экономических ор­ганизаций являются:

1) исследование и принятие мер по наиболее важным про­
блемам международных экономических отношений;

2) снабжение стабилизации валют;

3) помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспече­
нию широкого товарообмена между государствами;


4) выделение средств в дополнение к частному капиталу для
помощи технологическому и экономическому прогрессу;

5) стимулирование улучшения трудовых отношений и усло­
вий труда;

6) утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регу­
лирования мирохозяйственных связей.

Можно отметить, что Международные межправитель­ственные организации основываются как организационные формы многогранного сотрудничества между государствами, исходя из объективной необходимости. Эти организации определены в первую очередь потребностями развития меж­дународных экономических отношений.

Существуют основные направления Международного ре­гулирования:

1) промышленное и экономическое сотрудничество;

2) сотрудничество в транспортной сфере;

3) сотрудничество в валютно-финансовой системе;

4) сотрудничество в рамках мировой торговли;

5) сотрудничество в системе интеллектуальной собствен­
ности;

6) сотрудничество в области стандартизации и сертифика­
ции продукции;

7) сотрудничество в инвестиционной сфере;

8) научно-техническое сотрудничество;

9) сотрудничество в сфере международной коммерческой
практики.

Осуществлением этих вышеперечисленных видов сотруд­ничества занимаются международные экономические органи­зации надлежащего профиля и компетенции. Организации ООН, а также региональные организации реализовывают международное экономическое сотрудничество через специа­лизированные учреждения и автономные органы, органы ЭКОСОС. Существенной значимостью обладают региональ­ные организации, которые осуществляют экономическое со­трудничество и экономическую интеграцию во всевозможных формах. Региональные фонды и банки в определенной мере оказывают им помощь. Целью регионального экономического сотрудничества является оказание поддержки развивающимся


странам в снабжении устойчивого экономического роста, в фор­мировании важнейших отраслей экономики, в увеличении уров­ня социального развития и улучшении жизни людей.

Межгосударственное промышленное сотрудничество устре­млено на:

1) вырабатывание прямых кооперационных отношений
в сфере производства;

2) расширение общей производственной деятельности;

3) притяжение иноземных инвестиций в области промы­
шленности;

4) техническую помощь.

Для помощи процессу индустриализации и оказания тех­нической помощи развивающимся странам и координации всей деятельности ООН в сфере промышленного сотрудниче­ства в рамках ООН были основаны две специализированные организации: ЮНИДО и ПРООН.

В валютно-финансовой области международное сотрудни­чество воплощается в жизнь в рамках других специализиро­ванных учреждений, а именно ООН — МВФ и МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональными банками. Пределом его дости­жений является обеспечение необходимыми условиями для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования. МВФ исполняет контроль за мировой валютной системой, снабжая ее устойчивость; следит за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях, а также и при надоб­ности обеспечивает краткосрочными и среднесрочными креди­тами. В области межгосударственного валютно-финансового сотрудничества существенными значениями обладают раз­личные двусторонние соглашения о поощрении и защите ин­вестиций, они также занимаются контролем над избежанием двойного налогообложения.

Межгосударственное сотрудничество в транспортной сфе­ре осуществляется в рамках ООН предназначенными для это­го организациями, а именно:

1) по гражданской авиации — ИКАО;

2) по морскому транспорту — ММО;


3) по железнодорожному транспорту — Европейская кон­
ференция по пассажирским тарифам (с 1975 г.), а также
Международная ассоциация железнодорожных конгрессов
(1884 г.);

4) по автомобильному транспорту — Международный со­
юз автомобильного транспорта (1948 г.) и т. д.
Международным регулированием в сфере мировой торго­
вли занимаются четыре организации: ВТО, ЮНКТАД и МТЦ
ЮНКТАД/ВТО, ЮНСИТРАЛ, действующие в рамках ООН.

ЮНКТАД/ВТО призваны осуществлять регулирование международной торговли товарами и услугами. Целью ЮНК­ТАД является содействие формированию международной тор­говли промышленными, сырьевыми товарами и так называемы­ми невидимыми статьями — транспорт, передача технологии, туризм. Вопросы финансирования, связанного с торговлей, тоже являются его неотъемлемой частью. Особенное внима­ние в деятельности ЮНКТАД уделяется проблемным вопро­сам развивающихся стран в сотрудническом отношении с МТЦ. В 1966 г. была образована Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Она содействует развитию права международной торговли глав­ным образом в подготовке проектов международных конвен­ций и других документов.

Для помощи в регулировании международной торговли не­которыми определенными сырьевыми товарами были заклю­чены многосторонние соглашения, а также сформирован ряд международных организаций с участием государств-импорте­ров и экспортеров (например, по олову, какао, джуту, свинцу и цинку, пшенице, натуральному каучуку, кофе, оливковому маслу, сахару, хлопку) или только экспортеров (например, по нефти). Целями организаций являются смягчение резких вол­нений мировых цен, определение сбалансированных соотно­шений спроса и предложения с помощью утверждения за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, формирования максимальных и минималь­ных цен и создания систем буферных запасов товаров. Наибо­лее существенным примером организации стран-экспортеров


является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), ко­торые ставят перед собой задачу защиты интересов нефтедо­бывающих стран с помощью согласования возможных цен на нефть и ограничения в нефтедобычи введенными для каждой страны определенными квотами.

Из всего разнообразного числа международных неправи­тельственных организаций, сформированных для содействия международной торговле, можно выделить Международную тор­говую палату, Международное бюро публикации таможенных та­рифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА осуществляется грандиозная работа по гармонизации и унификации национального законодательства, которыое регулирует коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями с помощью выработки междуна­родно-правовых актов.

Например, разработанные в 1990 г. Международной торго­вой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».

С помощью установления контроля за экспортом стратеги­ческих товаров в социалистические страны долгое время во­площалось в жизнь регулирование мировой торговли. По ини­циативе США в 1949 г. в рамках НАТО был сформирован Координационный комитет по экспортному контролю (КО­КОМ). Он являлся «органом по ограничению экспортной тор­говли» стран Запада с социалистическими государствами. Кроме стран НАТО, в КОКОМ вошли Япония и Австралия. КОКОМ даже после распада СССР продолжал свою деятель­ность в отношении таких стратегических товаров, экспорт ко­торых ограничивался в «потенциально опасные» для НАТО страны или вообще запрещался. В 1994 г. КОКОМ был устра­нен. На началах Вассенарских договоренностей (1996 г.) длит­ся наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также то­варов и технологий двойного назначения. Россия и страны Восточной Европы также участвую в договоренности КОКОМ.

Международное сотрудничество в сфере защиты интеллек­туальной собственности намеревается обеспечить регулирова-


ние предпринимательской деятельности в соответствующих областях. Следует обратить внимание, что такое сотрудниче­ство охраняется авторскими правами, которые были учрежде­ны в разное время.

Одной из самых значимых международных соглашений яв­ляется бернская конвенция об охране литературных и художе­ственных произведений, принятая в 1886 г. А в Женеве 06.09.1952 г. подписана Всемирная конвенция об авторском праве. В 1886 г. Принята Парижская конвенция по охране про­мышленной собственности, в 1891 г. — Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков. Все эти конвенции снабжают охрану за рубежом прав на интеллектуальную собственность. Координация международ­ной деятельности в этой сфере реализовывается с помощью специализированного учреждения ООН — Всемирной орга­низацией интеллектуальной собственности (ВОИС).

2. Классификация международных экономических организаций

Международные экономические организации, которые за­нимаются регулированием систем мирового хозяйства приня­то классифицировать по двум ключевым принципам:

1) по организационному принципу;

2) по сфере многостороннего регулирования.

Классификация международных экономических организа­ций по организационному принципу представляет собой не­посредственное участие или, наоборот, неучастие организа­ции в системе Организации Объединенных Нации. Можно также отметить, что принимается во внимание профиль орга­низаций и цели их деятельности. По этому принципу между­народные экономические организации делятся на следующие группы:

1) международные экономические организации системы
ООН;

2) международные экономические организации, не входя­
щие в систему ООН;

3) региональные экономические организации.


Более подробную классификацию можно рассмотреть в та­блице 3.

Таблица 3

Классификация международных экономических организаций по организационному принципу


Международные эконо­мические организации си­стемы ООН