Международные стандарты обращения с правонарушителями

В рамках ООН разработаны и приняты документы, которые устанавливают определенные стандарты отправления правосудия. В них содержатся нормы поведения должностных лиц, в той или иной мере сопричастных к отправлению правосудия, правила обращения с правонарушителями, нормы, защищающие жертвы преступления. К таким документам, в частности, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были приняты на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. и одобрены затем;

ЭКОСОС. Правила не являются международным договором. Они служат государствам образцом при разработке национальных норм в этой области.

Правила состоят из двух частей: в первой даны общие правила в отношении всех категорий заключенных, во второй части содержатся правила в отношении особых категорий заключенных, а именно: осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками, подследственных, заключенных по гражданским делам и заключенных по соображениям безопасности. Правила основываются на принципе недискриминации по многим основаниям и учитывают религиозные убеждения и моральные установки заключенных.

В правилах содержатся требования к персоналу заведений, Международное сообщество уделяет значительное внимание запрещению пыток.

В декабре 1975 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Декларация осуждает любой акт пыток, квалифицирует их как «оскорбление человеческого достоинства» и, закрепляет основные принципы для всех государств, осуществляющих эффективную власть.

10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея на основе консенсуса приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этим актом мировое сообщество раз и навсегда под страхом уголовного наказания наложило запрет на ужасную практику применения пыток. Ст. 4 Конвенции требует, чтобы государства-участники рассматривали все акты пыток в соответствии с их уголовным законодательством как преступление.

Впервые в международном праве ст. 1 Конвенции дает развернутое определение пытки как «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным должностным лицом, или лицом, выступающим в официальном качестве, или по подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия». В это определение не включаются боль и страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимых от этих санкций, или вызываются ими случайно (ст. 1).

Конвенция предусматривает выдачу лиц, применяющих пытки. В случае отказа или невозможности выдачи преступников, государство, на территории которого обнаружено лицо, применяющее пытки, обязано осуществить расследование и судебное разбирательство при определенных в Конвенции условиях. При этом установлена универсальная уголовная юрисдикция. Кроме того, государство должно обеспечить права жертв пыток на реабилитацию и компенсацию.

Для контроля за выполнением Конвенции создан Комитет против пыток, в который государства-участники раз в 4 года направляют доклады о мерах, принятых во исполнение рассматриваемой Конвенции.

В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Кодекс не является международным договором, а потому содержит рекомендательные нормы. Он состоит из 8 статей, каждая из которых сопровождается комментарием. Должностные лица по поддержанию правопорядка- это все должностные лица, связанные с применением права и обладающие полицейскими полномочиями. В это понятие включаются и представители военных властей (в форменной или гражданской одежде) и сил государственной безопасности в тех государствах, а которых они осуществляют полицейские функции.

Должностные лица по поддержанию правопорядка выполняют возложенные на них законом обязанности постоянно, защищают всех лиц от противоправных актов. Они уважают и защищают человеческое достоинство; поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам.

Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только при крайней необходимости и для выполнения своих обязанностей. Применение огнестрельного оружия допустимо в исключительных случаях.

 

 

4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера

Международный терроризм - международным уголовным преступлением теракт квалифицируется в следующих случаях: а) преступник и потерпевшие являются гражданами одной или разных стран, но преступление совершено за их пределами; б) теракт направлен против лиц, пользующихся международной защитой; в) подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом; г) совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче.

Европейская конвенция о борьбе с терроризмом предусматривает две категории правонарушений. К первой категории отнесены те, которые государства признают преступными в силу Своего участия в Конвенции, а именно, незаконный захват воздушных судов и незаконные действия на их борту, покушения на жизнь, свободу лиц, имеющих право на международную защиту, и нанесение им телесных повреждений, взятие заложников и произвольное лишение свободы, использование огнестрельного оружия и взрывных устройств, если это связано с опасностью для людей.

Ко второй категории отнесены деяния, признание преступными которых отнесено на усмотрение государств К ним относятся серьезные виды насилия, являющиеся покушением на жизнь, свободу лиц или нанесение им телесных повреждений, а также серьезные действия против имущества и создающие общую угрозу для людей.

Определенную роль в деле предупреждения актов международного терроризма может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 года. Государства взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические взрывчатые вещества специальной маркировке для их обнаружения в случае использования при теракте. В течение трех лет их запасы должны быть уничтожены, использованы или приведены в негодность. Военные и полицейские запасы ликвидируются в течение 15 лет.

Анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень актов терроризма:

- взрывы помещений посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;

- диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;

- умышленное использование взрывных устройств, встроенных в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления;

- любой диверсионный акт против общественных сооружений;

- заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.

Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. (ст.1), захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, как; какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (ст. 1), преступлением является незаконный, путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление, над ним контроля или попытка совершения указанных преступлений и соучастие в них

В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г., преступлением признается:

- акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;

- разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение этому судну повреждения, которое выводит его из строя или угрожающие его безопасности;

- помещение на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, взрывного устройства или вещества, которое может причинить повреждение, угрожающее его безопасности;

- повреждение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию;

- сообщение заведомо ложных сведений, угрожающих безопасности воздушного судна в полете;

- попытка или соучастие в совершении указанного деяния. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1988 г. применяется в отношении уголовных преступлений, других актов, угрожающих безопасности воздушного судна в полете либо находящимся на его борту или имуществу. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся на военной, таможенной и полицейской службах.

По общему правилу, юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдикцию, когда:

- преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;

- преступление совершено гражданином или в отношении гражданина данного государства.

 

Пиратство. Действующие правила борьбы с пиратством изложены в статьях 14-22 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и статьях 100-1-7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Под пиратством здесь понимается неправомерный акт насилия, задержание или грабеж в открытом море или в месте, находящемся вне юрисдикции государства, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный против другого судна и летательного аппарата, против лиц и имущества, находящихся на борту. Однако, данное определение охватывает далеко не все незаконные акты насилия, практически совершаемые в настоящее время в открытом море.

Вопросы противоправности иных деяний были отрегулированы разработанными в рамках Международной морской организации и принятыми в 1988 г. в Риме Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протоколом о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Действие Римской конвенции не распространяется только на военные, полицейские и таможенные корабли. Государства-участники взяли на себя обязательство уголовного преследования и наказания лиц, виновных в совершении пиратства. В конвенциях обеспечивается принцип неотвратимости наказания путем установления универсальной юрисдикции. Государство, производящее захват пиратского судна, осуществляет в отношении виновных уголовное преследование и наказание преступников.

Пиратству свойственны следующие признаки, отличающие его от сходных деяний:

- пиратство может быть совершено только в открытом море;

- пиратство направлено против другого судна, летательного аппарата или против лиц, или против имущества, находящихся на борту этого судна, а также против безопасности его плавания;

- пиратским может быть признано только частновладельческое судно, предназначенное или используемое лицами, имеющими над ним власть, для совершения пиратских действий;

- пиратство должно сопровождаться насилием, угрозой применения насилия, актами задержания, грабежа;

- пиратскими могут быть только действия, совершенные с личными целями, т.е. личное обогащение, корысть, месть и другая личная заинтересованность.

Отмывание денег. Согласно Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., "доходы " означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под «материальными ценностями» понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.

Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов. Это совершенное умышленно:

- конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступлений) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяний (например, конфискации имущества);

- утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;

- приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.

В Конвенции по общему правилу, правовая помощь оказывается через центральные правоохранительные органы государств. Однако, в срочных случаях запросы могут быть направлены непосредственно исполнителям (судебным, органам или прокуратуру). При этом копия запроса высылается центральному органу. В целях оперативности запросы могут быть переданы также по каналам Интерпола.

Запрос должен содержать: наименование запрашивающего или запрашиваемого органов; объект, основания и мотив запросов; фабулу дела; если сотрудничество требует принятия принудительных мер- текст соответствующих законов и указание на то, что запрашиваемая мера может быть применена на территории запрашивающего государства в силу его собственного законодательства; если это возможно- данные о соответствующих лицах и предприятиях и материальных ценностях; положение о желательной процедуре исполнения запросов.

Подделка денежных знаков и ценных бумаг. Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., преступлениями являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков; сбыт поддельных денежных знаков; действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен; покушение или соучастие в вышеуказанных действиях; обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

Под денежными знаками понимаются бумажные деньги, включая банковские билеты и металлическая монета, имеющая хождение в силу закона.

Преступление против лиц, пользующихся международной защитой. В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г (ст. 2) преступлением является преднамеренное совершение:

- убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;

- насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или т транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе этого лица;

- угроза и/или попытка любого такого нападения либо соучастие в одном из перечисленных действий.

К «лицам, пользующимся международной защитой», относятся:

- глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие их члены семьи;

- любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений или его транспортных средств было совершено преступление, имеет в соответствии с международным правом право на специальную защиту от посягательств на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Борьба против незаконных действий с наркотическими средствами предусматривается несколькими десятками международных договоров, из которых самыми важными являются Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Согласно Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. (ст. ст. 1-3), государства обязуются наказывать каждого кто:

1) для удовлетворения похоти другого лица: сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица; эксплуатирует проституцию другого лица;

2) содержит дом терпимости или управляет им, или финансирует его: сдает в аренду или снимает помещение, зная, что оно будет использовано в целях проституции.

Итак, к числу международных уголовных преступлений (преступлений международного характера) в современном международном праве относятся только такие общественно опасные деяния, которые по своему характеру являются общеуголовными, но с «иностранным элементом» и посягают на международный правопорядок. Однако, ответственность за их совершение предусмотрена международными соглашениями независимо от того, где совершены эти преступления, против кого направлены, какое гражданство или постоянное место жительства имеет преступник. При этом наказание преступника назначается национальными судами.

 

Заключение. В заключении можно выделить следующие специальные принципы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью : а) неотвратимость ответственности за совершенное деяние; б) гуманность; в) неоказание правовой помощи по уголовным делам политического, расового и религиозного характера; г) защита государством прав своих граждан за рубежом.