Универсальная система коллективной безопасности представлена ООН

Система международной безопасности

Коллективная безопасность - совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресечению актов агрессии и других нарушений мира Коллективная безопасность – система совместных действий государств, установленная Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии

Юридически система международной безопасности оформлена различными международными договорами.

Различают универсальную и региональную системы коллективной безопасности.

Главная цель ООН- поддержание международного мира и безопасности, принятие эффективных коллективных мер для этого (ст. 1 Устава ООН).

Устав определяет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии.

В их числе:

- средства мирного разрешения международных споров;

- меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности;

- временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности;

- принудительные меры в отношении государств- нарушителей без использования вооруженных сил;

- принудительные меры в отношении государств-агрессоров с использованием вооруженных сил.

Уставом ООН Совету Безопасности предоставлено право определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и от имени всех Объединенных Наций принимать решения о том, какие экономические, дипломатические или военные санкции следует предпринять. Эти решения являются обязательными для государств- членов ООН.

Под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН проводились и проводятся операции по поддержанию мира. Это операции военного или полувоенного характера, в ходе которых не ведутся боевые действия. Основная цель этих операций- присутствие сил Организации Объединенных Наций в качестве стабилизирующего фактора, способствующего недопущению возобновления боевых действий.

Превалирующей тенденцией в международном сообществе сегодня является желание придать операциям по обеспечению мира более «принудительный характер»; принудительные действия определяются как силовые коллективные военные операции, санкционируемые Советом Безопасности на основании главы YII Устава с целью обеспечить возврат к соблюдению международных норм после серьезного нарушения мира или акта агрессии.

В контексте принуждения посредством использования вооруженных сил развитие событий может проходить по двум сценариям: либо эти действия предпринимаются силами, переданными под командование и управление ООН, либо, как это, похоже, все чаще происходит, осуществление этих действий поручается многонациональным силам, действующим на основе мандата Совета Безопасности, но находящимся под командованием и управлением структур, не входящих в систему ООН.

Под миростроителъством ООН понимаются практические шаги, которые могут быть предприняты для обеспечения ненасильственных изменений благодаря деятельности, связанной с социально-экономическими восстановлением, развитием или демократизацией. Оно нацелено на устранение коренных причин конфликтов в интересах предотвращения их возникновения или рецидива.

Под управлением конфликтами в ООН понимается предотвращение выхода ситуаций из-под контроля и их перерастания в открытые военные действия, а также методичное обуздание конфликтных ситуаций в случае их, возникновения.

Наибольшее развитие получило в настоящее время взаимодействие ООН с ОБСЕ. Обе организации действуют в контексте «рамочной основы для сотрудничества», которая была согласована ими в 1993 году.

Системы региональной безопасности основаны на международных договорах и характеризуются следующими чертами:

- закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

- предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;

- о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

- в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

- принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

Организация Североатлантического договора. Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др. - всего 12 государств сейчас 19.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст.ст. 5, 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них; если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы

Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

 

 

Система коллективной безопасности в рамках СНГ.

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашения об утверждении Положения о совете коллективной безопасности 1992 г. (участвуют Армения, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета- Москва. В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается генеральный секретарь Совета, а также главнокомандующий Вооруженными силами государств-участников договора. Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные Вооруженные Силы Содружества- войска, силы и органы управления ими, выделенные из вооруженных сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, однако остающиеся в непосредственно подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов, либо международному миру и безопасности, члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления прав на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

Движение неприсоединения возникло после второй мировой войны и ныне объединяет более ста государств. В нем участвует подавляющее большинство стран, освободившихся от колониальной зависимости. Движение объединяет государства различной социально-экономической ориентации, Участниками Движения неприсоединения могут быть не только государства, но и народы. Участники Движения провозгласили отказ от участия в существующих военных блоках. Отсюда и название движения- «неприсоединение».

Понятие «неприсоединение» прежде всего характеризует внешнеполитический курс государства. Отсюда широко укоренившийся в литературе термин «политика неприсоединения». Однако, «неприсоединение» это и юридическое состояние неприсоединившегося государства с определенной совокупностью обязательств как его самого, так и других стран.

Неприсоединившиеся государства в 1961 г. провозгласили «пять критериев неприсоединения»: независимый курс, основанный на мирном сосуществования государств с различными системами и на неприсоединении: поддержка антиколониальной национально-освободительной борьбы народов; неучастие в военных союзах «в контексте конфликтов между великими державами», отказ от участия в иных такого рода соглашениях: недопущение создания на своей территории иностранных военных баз.