Правовой режим Антарктики

Норвегия установила у своего материкового побережья исключительную экономическую зону с 1 января 1977 г. Вскоре после этого, 3 июня 1977 г., норвежское правительство объявило о создании вокруг Шпицбергена и Медвежьего острова рыбоохранной зоны шириной в 200 морских миль. Законодательный акт предусматривает, что в случае соприкосновения зоны с пространствами других государств «граница будет устанавливаться договорным путем».

Проблемы рыболовства и исключительных экономических зон коснулись также Шпицбергенского архипелага с Медвежьим островом. В этом случае они вышли, естественно, за рамки норвежско-русских отношений.

Министерству рыболовства Норвегия указанным законом предоставила право устанавливать меры по регулированию и ог раничению рыболовства в рыбоохранной зоне (установление ограничений на орудия лова, сезоны, квоты и т.д.).

Поясняя мотивы своего решения, Норвегия утверждает, что ограничения суверенитета Норвегии в отношении Шпицбергена и Медвежьего острова, предусмотренные Договором 1920 года, распространяются на сам архипелаг и четырехмильную зону территориального моря вокруг островов. За пределами этих границ Норвегия якобы вправе установить исключительную экономическую зону на тех же общих основаниях, на каких это делают другие страны. Но, не желая «осложнять практические усилия по сохранению запасов рыбы», она ограничилась пока установлением «недискриминационного режима», в том числе и для своих рыбаков.

Действия Норвегии по установлению указанной зоны вокруг Шпицбергена вызвали протест СССР, а также Испании, Португалии и некоторых других стран, которые вопреки позиции Норвегии посчитали, что Договор 1920 года не дает ей никаких преимуществ в освоении морских пространств за пределами Шпицбергенского архипелага (района в границах, установленных Договором) по сравнению с правами других стран, подписавших этот документ. США, Великобритания, ФРГ и рад других стран зарезервировали свои позиции. Острота ситуации вокруг рыбоохранной зоны то спадает, то возрастает. Сложность проблемы очевидна: Договор о Шпицбергене затрагивает более широкие аспекты международной жизни. С другой стороны, у арктических государств, в том числе у Норвегии и России, имеется некоторый положительный опыт решения спорных вопросов.

В Арктике расширяется региональное сотрудничество в области защиты окружающей среды; разработана Стратегия защиты окружающей среды, которая нашла свое отражение в ряде важных документов, в частности в Декларации всех арктических стран 1993 г. Для решения экономических и юридических проблем, наряду с экологическими, проводится работа по обеспечению успешного функционирования Арктического совета, а также Совета Баренцева моря.

 

 

Антарктика — район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южньм или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли — Антарктида занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км, что примерно равно 10% площади нашей планеты.

Физико-географической границей Антарктики считается линия слияния и перемешивания (конвергенции) холодных антарктических вод с теплыми субтропическими. Граница антарктической конвергенции определяет в то же время границу распространения типичных антарктических экосистем, включая фауну и флору.

Почти весь материк Антарктида, за исключением «горных вершин», постоянно покрыт материковым льдом. Средняя толщина ледникового покрова — 1,7 км, а максимальная — 4,4 км. Антарктический ледяной покров медленно движется в сторону моря и, сползая, образует над шельфовой частью морского дна ледники, получившие название шельфовых льдов. Из-за недоступности и сурового климата Антарктида длительное время оставалась загадочной землей. Догадки и предположения о существовании «Южной Земли» высказывались много столетий назад, еще в античные времена. Однако в течение многих столетий такого рода предположения. не выходили за рамки гипотез. Лишь в XVIII столетии началось проникновение мореплавателей и исследователей в высокие широты Южного полушария. Сюда были направлены французские экспедиции Буве (1738—1739 гг.) и Кергелена (1772— 1773 гг.), а также английская экспедиция Кука (1772—1775 гг.), которые открыли в исследуемых районах несколько островов и провели полезные научные наблюдения. Но эти экспедиции в достигнутых ими широтах не обнаружили таинственного материка. Антарктида была найдена почти полвека спустя. Ее открыли в 1820 году прославившие себя этим подвигом экипажи двух русских парусных шлюпов «Восток» и «Мирный», которыми командовали Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. В следующем году эта экспедиция сделала ряд других важных антарктических открытий, включая местоположение Южного магнитного полюса.

После этого знания человечества об Антарктике постепенно расширялись и углублялись. Но наряду с научными экспедициями туда стали направляться промысловые суда и флотилии, занявшиеся широкомасштабной и выгодной добычей таких, например, представителей антарктической фауны, как тюлени и киты.

Указанные выше экспедиции в безлюдные антарктические районы многие годы не сопровождались созданием там каких-либо стабильных баз либо выдвижением претензий со стороны государств, направивших свои экспедиции, на осуществление ими суверенитета над обнаруженными районами Антарктики. Такие территориальные претензии стали выдвигаться и оформляться в одностороннем порядке лишь в начале XX века. Инициатива принадлежала Великобритании, которая начиная с 1908 года и в последующие годы приняла несколько национальных актов, провозгласивших суверенитет над значительным числом островов и земель, а также над прилегающими к ним морскими водами. Позднее некоторые из них, по обретении независимости Новой Зеландией и Австралией, стали предметом притязаний этих двух стран.

Английская инициатива была подхвачена в 1924 году Францией. Затем Норвегия в 1930 году также объявила норвежской территорией антарктический район, включавший, в частности, остров Петра I, открытый экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. В связи с этим правительство СССР нотой от 24 января 1939 г. сообщило норвежскому правительству о непризнании законного характера этой акции Норвегии и резервировало свою точку зрения по поводу государственной принадлежности земель, открытых русскими мореплавателями.

В 1939—1940 годах Аргентина и Чили выдвинули притязания соответственно на «аргентинскую» и «чилийскую» Антарктику, которые в значительной степени совпали с британскими. Они касались антарктических пространств, расположенных напротив Фолклендских островов. Аргентина, кроме того, заявила и о принадлежности ей самих Фолклендских островов, которые фактически находились во владении Великобритании. На аргентинских картах указанные острова именовались Мальвинскими. Эти события привели к обострению отношений Великобритании с Аргентиной и Чили. В конце 40-х — первой половине 50-х гг. текущего столетия возникло несколько конфликтных ситуаций, сопровождавшихся со стороны Великобритании, Аргентины и Чили демонстрациями военной силы и инцидентами. Международные круги были обеспокоены также появившимися в печати сведениями о возможности использования Антарктики для военных целей, в частности превращения ее в полигон для испытаний ядерного оружия.

Однако наряду с этим появились и благоприятные факторы, показавшие возможность решения антарктической проблемы на основе взаимопонимания и сотрудничества. Такими факторами оказались впечатляющие результаты международного сотрудничества в Антарктике, полученные в течение Международного геофизического года (1 июля 1957 г. — 31 декабря 1958 г.), совместная деятельность ученых различных стран по изучению Антарктиды и прилегающего к ней района. Эти изыскания подтвердили и значительно расширили данные о большом и многообразном воздействии Антарктики на природные процессы и жизнедеятельность в остальной части земного шара. В течение Международного геофизического года проявилась с большой очевидностью необходимость дальнейших совместных усилий различных государств в исследовании Антарктики и международного урегулирования антарктической проблемы в интересах всеобщего мира и мирного освоения потенциала Антарктики. Эти обстоятельства ускорили международное решение проблемы Антарктики.