Понятие и виды территорий в международном праве

Термин «территория» в международном (и внутригосударственном) праве используется для обозначения некоторого земного, а также внеземного (космического) пространства, отграниченного от других земных пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус и соответствующий ему правовой режим.

Международно-правовые нормы, определяющие правовой статус пространств, дают ответ лишь на вопрос о том, подчинены ли данные пространства суверенитету какого-либо государства или нет.

 

Земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две большие категории - пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий). В широком смысле слова под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

 

По основным видам правового режима вся территория подразделяется на три типа:

1) государственная территория;

2) территории с международным режимом;

3) территории со смешанным режимом.

 

Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом или в части). Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.
Международная территория - пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства (Антарктика, открытое море, воздушное пространство над ним, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела). Эта территория открыта для использования всеми государствами в соответствии с правилами, установленными нормами международного права. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним в глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа. Открытое море — это пространства Мирового океана, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства. Международно-правовой режим открытого моря определяется множеством норм международных договоров и международно-правовых обычаев, которые регулируют отношения государств по поводу открытогоморя и устанавливают правила его использования в целях судоходства, рыболовства и т.п. Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря, обусловленный особыми климатическими условиями Северного Ледовитого океана и особыми интересами прибрежных государств в северных водах.
К территориям со смешанным правовым режимом относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эта территория до заключения международных соглашений об особом правом режиме считалась частью международной территории (открытого моря). Особенность правового режима заключается в том. что прибрежные государства наделены исключительными суверенными правами по разведке и разработке ресурсов этих территорий. Вместе с тем, согласно международным нормам сохраняются определенные права других государств (свобода судоходства, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, научные исследования). К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и исключительной экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих прав определяется международным правом, в частности Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года а Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В пределах своих прав каждое государство издает законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 года. Согласно этому Договору, Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются. Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

 

Такие пространства - государственная территория и негосударственная территория- отделены друг от друга границами.

Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически до центра Земли в глубь ее недр, а практически - на доступную для проникновения в недра глубину.

 

Залог — в международных отношениях служить средством обеспечения договоров , хотя в новейшее время значительно умалилось практическое значение этой формы, уступившей место иным гарантиям. Заклад движимостей в обеспечение исполнения договора встречался редко даже в прежнее время; едва ли не единственным примером такой сделки является заклад Польшею своих коронных бриллиантов Пруссии. Залог территории, выработавшийся в Средние века и нередко практиковавшийся и в новое время, заключается в том , что известная часть территории одного государства занимается войсками другого, до выполнения первым обязательств трактата. Так, в 1768 г. Генуя отдала в Залог Франции Корсику; в 1803 г. город и владение Висмар заложены были Швецией Мекленбург -Шверину, за 1258000 талеров ; в 1808 г. Пруссия вынуждена была отдать в залог. Наполеону I крепости Штетин , Кюстрин и Глогау, до уплаты 140. милл. фр.; по второму парижскому трактату 1815 г. союзные войска должны были занимать восточные департаменты Франти, до уплаты ею 700 милл. фр. контрибуции; версальский мирный трактат 1871 г. также постановил , что в обеспечение уплаты Францией в пользу Германии 5 миллиардов фр. контрибуции, германские войска займут часть французской территории. Занятие территории, отданной в залог., резко отличается от занятая неприятельской территории во время войны (см.): оно должно носить безусловно мирный характер , реквизиции не могут взиматься, администрация и суд остаются в руках государства-залогодателя; оккупирующая армия считается экстерриториальной. Почти все писатели утверждают , что неисполнение трактата дает залогодержателю право на присоединение занятой территории к своим владениям (Блунчли, Кальво, Ф.Мартенс ). К такому результату привел залог. Ваатланда Савойей Берну и Фрейбургу (1476—1536) и еще недавно залог Висмара Мекленбург-Шверину. Иначе, конечно, смотрят на последствия залога публицисты, которые и для правомерности завоевания требуют плебисцита. В ту эпоху, когда государственная территория рассматривалась еще как частная собственность государя, бывали примеры залога территории частному липу, в обеспечение займа. Результатом такого залога не могло, конечно, явиться установление полного суверенитета залогодержателя над заложенной ему землей, но превращением ее в его вотчину (иногда на правах удельного княжества) было явлением обычным.

 

Сервитуты международные (лат. servitus — обязанность, обязательство) — термин, которым в науке международного права а в некоторых случаях в дипломатической практике обозначали ограничения прав государства в отношении определенного участка его территории в пользу другого государства. При этом имелись в виду такого рода ограничения, которые в случае передачи территории переходили на ее нового обладателя.

Понятие сервитутов международных появилось в результате перенесения на международные отношения отдельных категорий римского права, которое под сервитутами понимало ограничения прав собственника в пользу другого лица (например право прохода через участок соседа), сохраняющиеся и при переходе права собственности.

В XIX в., в связи с усилением колониальной экспансии и стремлением капиталистических стран обезопасить важные стратегические пункты, международные пути сообщения и т. п. от захвата соперником, понятие Сервитуты международные начало получать все более широкое толкование.

Сервитутом международным именовали установленную в международном порядке обязанность нейтрализации определенных участков территории (например нейтрализация Верхней Савойи «в пользу» Швейцарии согласно заключительному акту Венского конгресса 1814—1815).

В конце XIX—начале XX в. французская, американская и частично немецкая доктрины международного права усиленно начали внедрять понятие сервитуты международные в международный обиход. Сервитутом международным называли различные виды временного занятия чужой территории (аренда, портов и морских баз, «концессии» и сеттльменты на Дальнем Востоке), случаи пользования чужой территорией для транзита, например через Суэцкий и Кильский каналы.

Однако уже в тот период ряд юристов-международников указывали на чрезмерно расширительное толкование сервитутов международных и, в частности, на то, что во многих случаях оно применялось для обозначения обязательств, имевших чисто политический характер. Пошла по линии отказа от этого понятия и международная практика. Тем не менее империалистические государства нередко использовали концепцию сервитутов. для обеспечения своих интересов )в ущерб др. странам и народам.

В дипломатической практике СССР понятие сервитута международного не использовалось; в отечественной науке международного права оно фактически не прижилось.

 

Занятие неприятельской территории во время войны имеет целью. парализовать военные силы неприятеля и лишить его базиса для дальнейших военных операций. Этою целью занятия нашего века отличаются от практики прежних времен, когда 3. неприятельской территории считалось равносильным присоединению ее к владениям победителя. В настоящее время 3. превращается в присоединение лишь в силу завоевания (см.), выразившегося в мирном трактата или в акте покорения. Из публицистов Ваттель первый стал проводить различие между 3. неприятельской территории и завоеванием ее. В период наполеоновских войн различие это не признавалось Даже в принципе; позже оно начинает более или менее соблюдаться на практики. Брюссельская декларация 1874 г., не подучившая, впрочем, международной санкции, содержит в себе.. ее обстоятельные постановления о военном Захвате. Юридическое обоснование военного 3.

- одни видят в самом факте занятия;

- другие пытаются построить теорию военного занятия на началах государственного права, для чего они вполне отождествляют занятие с фактически возникшим правительством, пользующимся в стране всеми функциями законной верховной власти, насколько оно в состоянии отправлять их и насколько ему повинуется население;

- третьи, смотрят на военное занятие, как на самостоятельный институт международного права, и в частности права войны.

Власть оккупанта в занятой им территории не есть обыкновенная государственная власть; она прежде всего существует не для народа и страны, а для достижения военных целей, дальше во-вторых она и не должна идти, руководясь в своих действиях правом войны (см.). Это право не допускает бумажного занятия: провозглашенное воюющим, но фактически не осуществленное, занятие не устанавливает для территории никаких новых отношений. От 3. должно отличать и нашествие, т. е. кратковременное наступление на страну, вызываемое, военными операциями и не соединенное с установлением правительственной власти. Согласно кодексу Института международного права, территория считается занятою, когда, вследствие вторжения неприятельских сил , государство, которому она принадлежать, фактически , перестало проявлять над нею свою власть, и противник его один оказывается способным поддерживать в ней порядок ; пределы проявления этого факта определяют объем и продолжительность занятия». По мнению Института, оккупант обязан немедленно известить жителей как о территориальном пространстве занятия, так и о присвоенных им ce6е полномочиях. Оккупант обязан принимать все зависящее от него меры для обеспечение общественного порядка и спокойствия.

 

Оккупация в области международного права. имеет гораздо большое значение. Территории современных государств приобретены столько же путем., сколько и завоеванием. На праве О. основаны все европейские приобретения и владения новых государств в Америки, Австрии и Австралии, с прилегающими к ним островами. Юридическая разработка условий международной оккупации вызвана была к жизни в особенности открытиями новых земель в XV и XVI стол. Имея возможность занять лишь незначительную часть открытых вновь земель, европейские государства (португальцы, испанцы, англичане в особенности) выражали, тем не менее, претензии на господство не только в этой части, но и во всей открытой земле. Возникавшие отсюда споры восходили на решение пап. Ряд папских булл —начиная с известной буллы папы Александра VI, которою Фердинанду и Изабеллы испанским , с их наследниками, были пожалованы все открытые и имеющее быть вновь открытыми материки и острова на Юг от определенной линии — является первым источником правил относительно международной оккупации никому не принадлежащих земель. К разбору выставленных ими начал приурочивается и развившаяся позднее юридическая литература, отрицавшая решающее значение папского авторитета и вызвавшего подробное исследование вопроса со стороны других юристов. Основным из них было требование наличности не только символического занятия или простого намерения завладеть, но и фактической силы, достаточной для обладания правило, значительно суживавшее пределы притязаний завоевателей и потому на практике не применявшееся. В новейшее время вопрос о международной оккупации вновь вызван был к жизни «колониальными приобретениями европейских государств в Африке и спорами из-за этих приобретений, в особенности о берегах р. Конго.

Созванная в октябрь 1884 г. для решения этих споров берлинская конференция выработала новые правила оккупации свободных земель европейскими государствами. Сущность этих правил и других относящихся к оккупации начал современного международного права заключается в следующем : 1) объектом оккупации могут быть только никому не принадлежащие земли и области, обитаемые варварскими племенами; не имеющими прочной государственной организации; 2) она совершается лишь с согласия государства, в пользу которого делается; 3) последнее должно определенным образом проявить свое намерение оккупировать данную область (водружением герба или флага или фактическим занятием); 4) пределы завладения определяются фактической возможностью для правительства поддерживать свой авторитет на занятом пространстве; где нет проявлений власти государства, там нет и завладения; 5) держава, занимающая какую-нибудь область с целью завладения, обязана довести о том дипломатическим путем до сведения других государств, с указанием границ занимаемой области.