Все эти положения применяются, если соответствующие государства-преемники не договорились об ином.

При передаче государством части своей территории другому государству переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого соглашения недвижимая собственность государства-предшественника, расположенная на передаваемой территории, переходит к государству-преемнику; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории также переходит к государству-преемнику.

При отделении части территории государства и образовании на ней государства-преемника или ее объединении с другим государством:

недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику;

движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к нему в справедливой доле. По всем этим вопросам государство-предшественник и государство-преемник могут достичь договоренности о других правилах перехода собственности.

Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности не применимы в том, что касается ядерного орудия, также являющегося такого рода собственностью. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., каждая из ядерных держав, будь то Россия, США, Великобритания, Франция или Китай, обязуется не передавать «кому бы то ни было» ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство связано встречным обязательством «не принимать передачи от кого бы то ни было» ядерного оружия или ядерных взрывных устройств.

Эти положения Договора исключают, таким образом, какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия. Права России на ядерное оружие, являвшееся собственностью бывшего Союза ССР, основываются на иных правооснованиях, о которых говорится ниже.

Как видно из соглашений и решений, принятых в рамках СНГ по вопросам правопреемства в отношении государственной собственности бывшего СССР, предметом урегулирования стала прежде всего та часть этой собственности, которая находится за рубежом. На этот счет были приняты соответствующие решения и соглашения. По Соглашению глав государств СНГ от 30 декабря 1991 г. и Соглашению о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 г. их участники подтвердили право каждой стороны на владение, пользование и распоряжение причитающейся ей такого рода долей при соблюдении прав и интересов других сторон, а также законов государств, на территории которых находится имущество, входящее в эту долю.

В Соглашении 1992 года сказано, что предметом его регулирования являются движимая и недвижимая собственность СССР за пределами его территории и инвестиции, находящиеся за рубежом, которые имелись на момент правопреемства во владении, пользовании и распоряжении бывшего Союза, его государственных органов и иных структур общесоюзного значения, находившихся под его юрисдикцией и контролем. Вся эта собственность подлежала разделу.

В 2002 г. на Украине обнародованы размеры зарубежного имущества СССР: 259 тонн золота, недвижимость на 3,5 миллиарда тогдашних рублей, 74 миллиарда долларов, одолженных развивающимся странам, и 47,9 миллиарда, внесенных в СЭВ. С прочими статьями - почти 400 миллиардов долларов. Оглашен и размер долгов: менее 100 миллиардов.

Исходя из этого, Украина готова взять на себя 16,37 процента и активов, и долгов Союза. Активы при этом 12,1 миллиарда долларов, заграничное имущество на 600 миллионов советских рублей, 7,8 миллиарда переводных рублей и 42,1 тонны золота. Долги же несравнимо меньше - 13,5 миллиарда долларов и 2,8 миллиарда переводных рублей.