I. Общие положения и основы применения спасательных воинских формирований МЧС России
Учебные вопросы
Вводная часть
V. Текст лекции
Во исполнение решения Президента Российской Федерации от 4 января 2009 г. в МЧС России была организована работа по реорганизации войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в количестве 7230 военнослужащих.
Подготовлены и приняты следующие нормативные правовые акты:
федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. № 1113 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
приказ МЧС России от 28.11.2011 № 704 «О мероприятиях по реализации Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265».
Таким образом, в 2011 году завершена реорганизация войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования МЧС России.
Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (СВФ МЧС России) предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
Спасательные воинские формирования МЧС России (СВФ) – часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО), составляют основу сил быстрого реагирования и решают специальные задачи мирного и военного времени.
В мирное время СВФ участвуют в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф природного и техногенного характера.
В условиях угрозы развязывания противником военных действий, СВФ приводятся в полную готовность без отмобилизования и участвуют в ликвидации последствий ЧС, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
СВФ в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.
Основными задачами СВФ являются:
а) в мирное время:
проведение мероприятий по поддержанию готовности СВФ к выполнению возложенных на них задач;
использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обучение населения в области гражданской обороны;
участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при ЧС, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) в ходе ликвидации ЧС в военное время:
участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах ЧС, а также на маршрутах выдвижения к ним;
участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;
участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;
участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
участие в доставке грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;
участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;
участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;
осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму;
в) в военное время:
участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;
участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;
участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;
участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.
Применение СВФ в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр), в военное время - на основании распоряжения Президента Российской Федерации.