Лекция 2.5. Установление цены. Адаптация цены. Варьирование ценами. Разработка ценовой политики

Цена — денежное выражение стоимости товара. Ранее в России господствовала система стабильных, утверждаемых государством оптовых и розничных цен. Они не отвечали общественно необходимым затратам труда. В 1991 г. после начала рыночных реформ цены резко возросли, все более приближаясь по своим масштабам по отдельным товарам к мировым. Так в настоящее время происходит с ценами на нефтепродукты. Согласно основным положениям экономи­ческой теории, в цене находят отражение:

1. Динамика затрат на производство продукта.

2. Показатели производительности труда.

3. Темпы инфляции.

4. Текущее соотношение спроса и предложения.

5. Степень монополизации рынка.

Правильное определение цены позволяет предприятию:

1. Увеличить рентабельность производства.

2. Повысить конкурентоспособность фирмы и ее товара на рынке.

3. Освоить более широкий сегмент рынка.

4. Поднять уровень устойчивости и стабильности функционирования фирмы на рынке.

Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректи­рует ее с учетом различных факторов, действующих в окру­жающей среде. Рассмотрим следующие подходы к системе ценообразования: установление цен на новый товар, цено­образование в рамках товарной номенклатуры, определение цен по географическому принципу, установление цен со скид­ками и зачетами, определение цен для стимулирования сбы­та и установление дискриминационных цен.