Внутриполитическое и социальное развитие
31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке. 26 марта 2000 г. на досрочных выборах Президентом РФ избирается В.В. Путин, получивший 52% голосов.
В мае 2000 г. новым Председателем правительства РФ был назначен М. Касьянов.7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу, когда основные политические оппоненты действующего Президента, как справа, так ислева, потерпели поражение. В Думу прошли только четыре политические партии и объединения: «Единая Россия» (Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков, М. Шаймиев); КПРФ (Г. Зюганов); ЛДПР (В. Жириновский); «Родина» (С. Глазьев, Д. Рогозин, В. Геращенко). СПС и «Яблоку» не удалось преодолеть пятипроцентный барьер.
14 марта 2004 г. Путин был избран на второй президентский срок. Получив по итогам выборов 71,2%, он существенно улучшил свои результаты по сравнению с выборами 2000 г.
Внутриполитическое развитие и административная реформа. С приходом к власти В. Путина главным лозунгом нового президента стало «укрепление государства». Опираясь на свою высокую популярность, В. Путин ив целом политический класс, претерпевший лишь незначительные персональные изменения, быстро решили ряд задач по укреплению своих политических позиций. В ходе парламентских выборов в декабре 1999 г. удалось получить большинство в третьей Госдуме. Так было снято одно из главных противоречий 1990-х — между президентским кабинетом министров и оппозиционным президенту парламентом.
В целях ликвидации широкой политической автономии региональных элит иих лидеров были созданы 7 федеральных округов и реформирован Совет Федерации. Произошло значительное перераспределение бюджетных средств в пользу федерального центра. Большинство договоров и соглашений между федеральными и региональными властями, дававших регионам те или иные привилегии, было расторгнуто. Кроме того, федеральные органы власти получили право распускать региональные парламенты и отрешать от должности глав регионов.
В результате в течение первого президентства В. Путина сформировался иной политический режим, для которого характерны:
• сосредоточение власти в руках относительно консолидированной правящей группы во главе с президентом;
• «техническая» роль обеих палат парламента, в целом лояльных этой группе;
• «техническая» роль правительства, при высокой стабильности его кадрового состава;
• возросший контроль со стороны правящей группы над общенациональными СМИ (в первую очередь, телеканалами), судебной и правоохранительной системами;
• падение политической роли и возможностей региональных элит, их высокая лояльность правящей группе, исключающая самостоятельную политическую игру против Центра. Все эти факторы, вместе взятые, позволили:
• поддерживать высокую популярность действующего президента (в том числе за счет активной пропаганды достижений власти, ставшей важной частью российской политической реальности);
• проводить через парламент законодательные акты, ранее нередко блокировавшиеся оппозиционным большинством Думы, что позволило создать условия для оживления экономики;
• обеспечивать поддержание единого правового и экономического пространства.
Политические преобразования, осуществленные в первый период правления Путина, привели к ослаблению автономии практически всех политических институтов. Итоги выборов в Государственную думу в декабре 2003 г. окончательно закрепили моноцентризм в качестве центрального принципа российской политики. Утверждение нового правительства в нижней палате парламента после президентских выборов превращалось в чисто техническую процедуру. Это позволило отправить в отставку кабинет Касьянова и начать формировать новое правительство, не дожидаясь результатов президентских выборов. Формирование правительства во главе с М. Фрадковым с самого начала проходило под знаком административной реформы. В то же время эта реформа не ограничивалась переменами в кабинете, а была призвана завершить реформу власти, начатую в первый период правления Путина. В среднесрочной перспективе предполагалось завершение реформы федеративных отношений (территориальная реформа, в первую очередь разделение ответственности между муниципальными и федеральными органами, а также подкрепление функции муниципалитетов соответствующими бюджетами).
В марте 2004 г. был осуществлен переход к новой трех-звенной структуре федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные агентства и службы. Произошло функциональное разделение — министерствам доверили разработку политики отрасли в целом, другим структурам (федеральным агентствам и др.) — ее реализа-
цию. Проводятся также налоговая реформа и реформы в
силовом блоке.
В целом реформы второго срока президентства Путина обладают важной особенностью. Преобразования, проводившиеся действующим президентом в 2000—2004 гг., касались главным образом, различных отрядов российской элиты. На период 2004-2008 гг. приходятся перемены, которые затронули интересы массовых групп населения. Реформы ЖКХ, образования, здравоохранения предполагают ликвидацию некачественных, но доступных и привычных услуг, имеющих отчасти символическую, а отчасти и реальную ценность для большинства населения.
В сентября 2004 г. после трагедии в Беслане на расширенном заседании правительства Путин объявил о планах реформ государственного и политического устройства, призванных укрепить политическую стабильность и рационализировать сложившуюся политическую систему в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом.
Новый политический режим оказался более дееспособным и эффективным, чем прежний. Тем не менее, в его природе все еще заложен ряд недостатков, способных повлечь за собой замедление темпов развития страны: отсутствует полноценная политическая конкуренция, являющаяся основой демократии и важным стимулом общественного развития; сохраняется доминирование ведомств (бюрократии); судебная и правоохранительная системы не стали менее коррумпированными, но при этом их административная зависимость выросла.
До тех пор, пока государство не отделено от собственности, пока управленческий аппарат остается выведенным за границы юридической и экономической ответственности за принимаемые решения, не будет движения к правовому порядку, а без этого все разговоры об эффективной экономике, высоких темпах роста, иностранных инвестициях мало что дадут. Социологические исследования свидетельствуют: 96% опрошенных считают, что в стране царит произвол властей, свыше 50% полагают, что от него нет защиты. Более половины опрошенных (58%) убеждены, что власть в России держится, прежде всего, на круговой поруке чиновников и их коррумпированности.Притаком отчуждении населения от государства последнее не может быть источником доверия, а становится главным источником недоверия, распространяющегося на все общество.
Недаром в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в мае 2005 г. главной политико-идеологической задачей было обозначено развитие России как свободного, демократического государства. При этом Президент выделил три направления: меры по развитию государства; укрепление закона и развитие политической системы; повышение эффективности правосудия; развитие личности и гражданского общества в целом.
[1] Захаревич А.В. История Отечества: Учебник / А.В. Захаревич.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
[2] Самыгин П.С, Беликов К.С., Бережной С.Е, и др. История. Для студентов средних специальных учебных заведений. / П.С. Самыгин, К.С. Беликов , С.Е. Бережной и др./ - Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
[3] Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций.с древнейших времен до конца ХХ в. Под ред. В.И. Уколова. М.: Дрофа, 2002.
[4] Зуев М.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ1 в.»/М.Н. Зуев/.- Учебное пособие.- М.: Дрофа, 2010.
[5] Елисеев Г.А., Алексеев С.В., Володихин Д.М. «Отечественная история»./ Г.А. Елисеев и др./.- М.: Форум, ИНФРА-М, 2006.
[6] Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин/- М.: Изд-во «Эксмо»,2002.