Перестройки.

Советское общество второй половины

СССР в 1985-1991 годы

1. Советское общество второй половины 80-х – начала 90-х годов. Сущность перестройки.

2. Политические преобразования. Формирование много­партийной системы. Демократическое движение.

3. 1990-1991 гг. Кризис политики Горбачева. Предпо­сылки переворота августа 1991 года.

80-х – начала 90-х годов. Сущность

 

С середины 80-х годов произошел переход истории советского общества в принципиально новое качество. Новая эпоха, нача­ло которой было положено в марте-апреле 1985 года, полу­чила наименование «перестройки». Научных оценок этих событий пока еще очень немного. В этой связи необходимо отме­тить, что экономика советского общества к середине 80-х годов действительно вступила в предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило пере­вод народного хозяйства на рельсы научно-технической ре­волюции, производство развивалось в условиях преоблада­ния в ряде отраслей ручного труда, низкой производитель­ности. Эти проблемы были осознаны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руководством Ю.В. Ан­дропова). Первые два года перестройки были периодом воз­врата к прежним андроповским планам экономических ре­форм, с определенными коррективами, внесенными новым главой государства — М.С. Горбачевым. Преобразования в экономике были затем дополнены реформированием поли­тической сферы. Ученые в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ. Первоначаль­но Горбачев заявил, что все делается для укрепления соци­ализма, не собираясь менять основу советского государства, однако фактически политика демократизации не только привела к крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства — Советского Союза.

Периодизация перестройки. В истории перестройки можно условно выделить три этапа:

1) март 1985 январь 1987 — период экономических реформ, разрабатывающихся в рамках традиционных ме­ханизмов хозяйствования. Главным принципом было объяв­лено «ускорение социально-экономического развития», раз­рабатываются планы по схеме директивного планирования;

2) 1987—1988 гг. Лейтмотивом периода стали решения январского пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать обще­ство и внутрипартийную жизнь. Данные решения были дополнены резолюциями XIX партконференции (июнь 1988 г.), направленными на создание гражданского общества;

3) 1989—1991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменени­ем соотношения сил в пользу радикальных реформаторс­ких группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить рас­пад СССР.

Экономические реформы. Официальной датой отсчета перестройки можно считать апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно решениям пленума предполагалось осу­ществить техническое перевооружение и модернизацию про­изводства, ускоренное обновление, прежде всего, машино­строительной отрасли. В целом, в 1985—1986 гг. реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления, однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось. К середине 1987 года отно­сится новый этап экономических преобразований, — расши­ряются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось вве­сти договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую струк­туру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потребителя. Свобода производ­ственной деятельности рассматривалась по остаточному прин­ципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же час­тичная децентрализация производства дала некоторые по­ложительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5% в сельском хозяй­стве. Необходимо отметить, что данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одно­временно сопровождались увеличением бюджетного дефици­та (в 1986 году он вырос почти втрое). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализа­ции частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. — закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили воз­можность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 году правительство издает закон о малых предприя­тиях: данные предприятия имели определенный юридичес­кий статус, получали в рамках большого предприятия опре­деленную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.

Последствия экономической перестройки общества.Законодательные основы перестройки экономических от­ношений были в основном заложены к концу периода (в 1989-1990 гг.). Начался процесс отделения хозяйствен­ной деятельности от законодательной, исполнительной власти государства. Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий при­обрела свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функционировать в рамках командно-административной системы. Государственная исполнитель­ная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Ры­ночные механизмы были вынуждены действовать в усло­виях прежней системы: сохранялся госзаказ, лимитирова­ние продукции. Те же кооперативы лишались возможнос­ти свободно закупать средства производства. В итоге дея­тельность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же касается государственных предприятий, то они были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным, прокатилась вол­на забастовок. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991году спад производства составил 11 %, дефицит бюджета — 20-30%, а внешний долг достиг 103,9 млрд. долларов. Провал политики перестройки экономи­ки в СССР, распад страны ставил на повестку дня прове­дение реформ уже в российском масштабе.