Я рубежная аттестация (36–я неделя обучения по предмету).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Впервые свободу слова, печати и уличных шествий граждане России обрели:

1) в ходе реформ 60-х г. XIX в.;

2) 17 октября 1905 г.;

3) вскоре после совершения Февральской революции 1917 г.

4) после провозглашения России республикой.

2. «Отцом» первой российской индустриализации считается:

1) М.Х. Рейтерн; 2) Н.Х. Бунге; 3) Н.А. Вышнеградский; 4) С.Ю. Витте.

3. «Нам нужна маленькая победоносная война!».

Кому принадлежат эти слова? В преддверии какой войны они были сказаны? Объясните смысл приведенной цитаты.

4. Укажите видного государственного деятеля, возглавлявшего российскую делегацию на русско-японских мирных переговорах в Портсмуте:

1) В.К. Плеве; 3) С.О. Макаров; 5) П.А. Столыпин.

2) С.Ю. Витте; 4) Великий князь Николай Николаевич;

5. «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».

Кому принадлежат эти слова? Кому адресовано обвинение в желании вызвать «великие потрясения»?

6.Прочитайте отрывок из исторического сочинения:

«В годы первой русской революции представители этой партии активно вели пропаганду, агитацию, террористическую деятельность. Внутри партии была создана Боевая организация, представители которой совершили свыше 200 террористических актов.

В программе партии содержались требования политических свобод и демократии, социализации земли, уничтожения самодержавия и установления демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина, введение 8-ми часового рабочего дня.

Социальной базой партии являлись рабочие, студенчество, часть крестьянства.

Лидеры: В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, Г.А. Гершуни, М.Р. Гоц».

Укажите название политической партии, о которой идет речь.

7. Союзником России в Первой мировой войне являлась (являлся):

1) Австро-Венгрия; 3) Иран; 5) Турция.

2) Болгария; 4) Сербия;

8. Прочтите нижеприведенный фрагмент исторического документа:

«Рабочее и Крестьянское правительство… предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире… Таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций. Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно».

Укажите название документа и год его принятия.

9. Первым Председателем Совета Народных Комиссаров был ____________.

10. (А) Определите принцип, в соответствии с которым объединены все исторические личности, кроме одной:

А.И.Деникин, А.В.Колчак. Н.В.Врангель. М.Н.Тухачевский. Н.Н.Юденич.

(Б) Укажите фамилию, являющуюся единственным исключением из выявленного принципа.

Ответ:

А)___________________

Б)__________________ .
11. В 1933 г. Советским правительством был разработан план:

1) заключения оборонительного союза социалистических стран Европы;

2) военно-политической поддержки правительства генерала Франко в Испании;

3) советско-германский раздел Восточной Европы на сферы влияния;

4) создание международной организации для распространения идей революционного интернационального социализма (Коминтерна);

5) создание системы коллективной безопасности в Европе.

12. В войну против СССР на стороне Германии в 1941 году также вступили:

1) Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия;

2) Япония, Италия, Турция, Румыния;

3) Венгрия, Япония, Румыния, Болгария;

4) Япония, Италия, Турция, Иран;

5) Италия, Турция, Иран, Финляндия.

13. Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала СССР А.М. Василевского:

«К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета (…) года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б.М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему… В результате В.И. Сталин согласился… В то же время было принято решение: одновременно с переходом к стратегической обороне предусмотреть проведение на ряде направлений частных наступательных операций».

Укажите год, к которому относятся описываемые события Великой Отечественной Войны.

ОТВЕТ:

14. Проанализируйте отрывок из беседы И.В.Сталина с У. Черчиллем на одной из конференций руководителей трех союзных держав:

«Сталин говорит, что он должен сказать Черчиллю, что Красная Армия рассчитывает на осуществление десанта в Северной Франции. Он боится, что если этой операции в мае месяце не будет, то ее не будет вообще, так как через несколько месяцев погода испортится и высадившиеся войска нельзя будет снабжать в должной мере... Поэтому он хочет знать, состоится операция «Оверлорд» или нет. Черчилль отвечает, что эта операция, конечно, состоится, но при условии, что враг не сможет иметь большее число войск, чем к тому времени могут иметь англичане и американцы. Сталин говорит, что как только будет осуществлен десант в Северной Франции, Красная Армия, в свою очередь, перейдет в наступление... Он все-таки хотел бы знать от Черчилля дату начала операции «Оверлорд».

Выполните задания:

1. На какой из конференций руководителей трех союзных держав имел место указанный диалог? Укажите время ее проведения.

2. Укажите одно из решений, принятое руководителями большой тройки на данной конференции?
15. Перед вами тексты статей двух Конституций СССР. Сопоставьте эти тексты и определите, в какой Конституции СССР (укажите год принятия) содержатся данные статьи.

А) Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Б)Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти капиталистов и помещиков и завоевания диктатуры пролетариата.

А) ____1977________________________________________________________________;

Б) ____1936________________________________________________________________.

16. Прочтите отрывок из заявления ТАСС и укажите руководителя СССР, при котором происходили описанные события:

«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели ЧССР обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооруженными силами. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами».

1) Ю.В. Андропов; 3) М.С. Горбачев; 5) К.У. Черненко.

2) Л.И. Брежнев; 4) Н.С. Хрущев;

17. Составьте пары по следующему принципу: руководитель советского государства (буквы А, Б, В, Г, Д) – политический лозунг, провозглашенный в период руководства страной (цифры 1, 2, 3, 4, 5):

А) Б.Е. Ельцин; Б) М.С. Горбачев; В) В.И. Ленин; Г) И.В. Сталин; Д) Н.С. Хрущев.

1) «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»;

2) «Все для фронта, все для победы!»;

3) «Социалистическое Отечество в опасности!»;

4) «Ускорение и гласность»;

5) «Наш дом – Россия».

18. Суверенитет России был провозглашен ___________________.

19. Итогом экономических реформ 1990-х годов в России стало:

1) сокращение масштабов имущественной дифференциации населения;

2) полная выплата внешнего долга России;

3) насыщение потребительского рынка товарами и услугами;

4) повышение удельного веса наукоемких отраслей промышленности;

5) возвращение России в первую тройку крупнейших индустриальных держав мира.

20. Объединение субъектов в рамках единого суверенного государства с общими федеральными органами власти и управления, единым гражданством, единой денежной единицей называется: ________________.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

 

1. Какие альтернативы общественного развития существовали в России после февраля 1917 г.? Чем определялась победа одной из них?

2. Одним историки считают, что в период от Февраля к октябрю 1917 года в России было двоевластие, другие отрицают это, третьи считают, что было многовластие, а четвертые – что это было безвластие. Выскажите свое суждение по этому вопросу.

3. Перечислите факторы, способствовавшие успеху большевиков в борьбе за власть.

4. Укажите даты основных политических событий периода Гражданской войны и интервенции в России.

5. Как сложилась судьба антибольшевистской оппозиции социалистических партий после Октября 1917 г., в 1918-1920 гг.? Объясните, почему все произошло именно так.

6. Какие классовые и политические силы составляли основу «белого» движения.

7. Объясните, каковы были возможные пути развития Советской страны в 1918-1920 гг., от чего зависело осуществление того или иного из них.

8. Некоторые историки считают нэп полной противоположностью «военному коммунизму», другие – продолжением той же политики, но несколько другими, более мягкими и демократическими методами. Выскажите свои суждения по этим позициям, аргументируйте их.

9. Изложите условия и принципы образования СССР. Можно ли говорить о создании в 1922 г. федеративного государства?

10. Объясните причины, сущность и результаты внутрипартийной борьбы в 20-е годы.

11. Сравните условия и образ жизни населения в годы Гражданской войны и в годы нэпа. Сделайте выводы.

12. Объясните, почему в конце 20-х гг. потерпел поражение НЭП?

13. Каковы итоги модернизации СССР в 30-е годы?

14. Объясните, что означает выражение «цена индустриализации»?

15. Назовите причины возникновения и длительного существования в СССР тоталитарного режима. Сделайте выводы о типичности или случайности этого явления.

16. Охарактеризуйте отношение разных слоев населения к политике советской власти в 30-е годы. Чем вы можете объяснить проявление трудового энтузиазма, самоотверженности?

17. Охарактеризуйте положение человека в нашей стране в 30-е годы., покажите влияние существовавшего тогда режима на жизнь и поведение людей.

18. В чем, на Ваш взгляд, причина сталинских репрессий?

19. Справедливо ли утверждение, что Красная Армия не была готова к войне с Германией? Докажите или опровергните это положение.

20. Какой период в истории Великой Отечественной войны был, на наш взгляд, самым трудным для армии и народа? Почему?

21. Укажите причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

22. Охарактеризуйте значение и итоги победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Какова была цена победы?

23. Расскажите о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны, назовите основные формы борьбы.

24. Какой ценой СССР в послевоенные годы достиг уровня второй сверхдержавы?

25. Оцените вклад союзников в общую победу над фашизмом.

26. Почему союзники так быстро разошлись после окончания войны по разные стороны баррикады?

27. Охарактеризуйте послевоенную международную ситуацию как геополитическое противостояние «Востока» и «Запада». Раскройте содержание понятий «восток» и «Запад» по сравнению с довоенным.

28. Почему не произошла демократизация политического режима в СССР после окончания войны?

29. Охарактеризуйте социально-экономическую политику СССР в первые послевоенные годы. Назовите задачи, методы, средства восстановления и развития хозяйства.

30. Какие отрасли культуры, на ваш взгляд, наиболее пострадали от сталинских репрессий в послевоенные годы?

31. Охарактеризуйте духовную атмосферу в стране в первые послевоенные годы. Перечислите факторы, которые играли определяющую роль в этой сфере.

32. Охарактеризуйте взаимоотношения власти и творческой интеллигенции в конце 40-х годов. Раскройте причины интереса со стороны ЦК ВКП (б) к вопросам художественного творчества.

33. Докажите, что в годы правления Л.И. Брежнева СССР стал развиваться регрессивно.

34. Докажите, что внутриполитическое и духовное развитие нашей страны в 1970-х – первой половине 1980-х гг. действительно носило застойный характер.

35. Докажите или опровергните необходимость перестройки в СССР.

36. Определите основные этапы «перестройки» (1985-1991 гг.) и кратко охарактеризуйте их.

37. Почему внешнеполитический курс М.С. Горбачева назван новым мышлением?

38. Расскажите о дальнейшей реабилитации жертв сталинских репрессий в годы правления М.С. Горбачева.

39. Чем вы объясните неудачу «перестройки»? В чем, на ваш взгляд, позитивное значение перестройки?

40. Назовите область знаний (науку), в которой плодотворно работал выдающийся ученый и общественный деятель 70-80-х гг. А.Д. Сахаров.

41. Почему ГКЧП не удержал власть в своих руках?

42. Почему не удалось избежать распада СССР?

43. Беловежское соглашение декабря 1991 г. – подвиг или преступление руководителей России, Украины и Белоруссии? Обоснуйте свою точку зрения.

44. Какая из стран социалистического лагеря менее болезненно перешла к рыночной экономике? Почему ей это удалось?

45. В чем сходство и различие между Британским Содружеством Наций и СНГ? Какие органы существуют внутри Содружества? Какие совместные проекты в экономической и политической областях проводятся в СНГ?

46. Объясните термины: апогей, космополит, приоритет, интерпретация, генетика, кибернетика, догма, иерархия, функционер, доктрина, экстенсивный и интенсивный путь развития экономики, развитой социализм, диссиденты, правозащитники, неосталинизм, перестройка, легализация, теневая экономика, «шоковая терапия», инфляция, дефолт, инвестиции, рейтинг, импичмент, референдум, дезинтеграция.

47. Как и когда была принята Конституция РФ?

48. Какие мероприятия по укреплению Российского государства, предпринятые Президентами России В.В. Путиным и Д.А. Медведевым, вы считаете наиболее удачными и почему?

49. Как изменилась российская внешняя политика в последние десятилетия? Какие её результаты вы считаете наиболее удачными и почему?

50. Какие новые явления в политике, экономике и культуре позволяют говорить о возрождении России?

 

ТЕМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. Мир, Европа и Россия на рубеже XIX –XX веков.

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина и её значение для России

3. Политические партии в России: исторический выбор.

4. Николай II – последний российский самодержец.

5. Исторические портреты лидеров политических партий (А.И. Гучков, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, П.Н. Милюков, В.М. Чернов и др.) (по выбору студента)

6. Деятельность I и II Государственных Дум.

7. Российское общество в годы Первой мировой войны.

8. Февральская революция: характеристика действующих лиц.

9. Октябрь 1917 года: что это было? (Современные оценки октябрьских событий).

10. Социально-политические и экономические преобразования советской власти.

11. Гражданская война: причины, основные события, итоги и уроки.

12. От «военного коммунизма» к «новой экономической политике». Свертывание НЭПа.

13. СССР в годы первых пятилеток. Внутрипартийная борьба, политические репрессии и складывание тоталитарного государства.

14. Внешняя политика СССР в предвоенные годы.

15. СССР в годы Второй мировой войны.

16. Антигитлеровская коалиция: создание, взаимодействие, разногласия участников.

17. Конференции союзников: Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская.

18. Судьба культурных ценностей, похищенных в годы войны.

19. Культуры и наука в годы войны.

20. Современные трактовки истории Второй мировой войны.

21. ХХ съезд КПСС и его последствия.

22. Карибский кризис.

23. Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки реформирования страны в 1950-1960-е годы.

24. Культура и идеология. Диссидентское движение.

25. Кризис политической системы в СССР в 1985-1991 гг.

26. М.С. Горбачев – первый Президент СССР.

27. Рыночные преобразования в России.

28. Нефть и газ в истории России

29. Деятельность российского парламента.

30. Национальные проблемы современной России.

31. Проблемы терроризма в России.

32. Основные тенденция развития военно-политической обстановки в мире до 2015 г.

 

 

Для определения качества усвоения исторического материала устанавливается следующий порядок оценки успеваемости студентов:

o Тестирование – от 0 до 20 баллов.

o Устный фронтальный опрос – от 0 до 20 баллов.

o Творческая работа (сообщение, доклад, участие в олимпиаде по предмету и др.) – от 0 до 30 баллов.

o Коллоквиум - от 0 до 30 баллов.

o Активность на семинарских занятиях – от 0 до 20 баллов.

Первая рубежная аттестация – максимальное количество баллов – 50.

Вторая рубежная аттестация – максимальное количество баллов – 50.

ü Шкала оценок: «отлично» - 100- 91;

§ «хорошо» - 90 - 76;

§ «удовлетворительно» - 75-55;

§ «зачет» - 100-65 баллов.

Студенты, набравшие по шкале оценок в ходе промежуточной аттестации достаточное количество баллов для оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «зачет» имеют возможность получения оценки по итогам работы в семестре и освобождаются от сдачи зачетов и экзаменов. Если оценка их не удовлетворяет (4 или 3) они могут сдать экзамен и повысить свою оценку.

 


[1] Слово «компетенция» латинского происхождения: competentia – согласованность; compete – добиваюсь, соответствую, подхожу. Под компетенцией понимаются опыт и знания, необходимые для продуктивной деятельности в каком-то определенном вопросе. «Компетентный человек – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».