Я рубежная аттестация (27неделя обучения по предмету).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Им был подписан Указ о вольных хлебопашцах, Утвердительная грамота Казанского университета, учреждены министерства, Государственный совет. Во время его правления произошло освобождение крестьян Прибалтики.

Назовите имя этого императора. _________________________.

2. Выберите вариант, в котором военные сражения начала XIX века расставлены в правильном хронологическом порядке:

1) Смоленское сражение – Бородинское сражение – сражение при Аустерлице – сражение под Лейпцигом – битва при Ватерлоо;

2) сражение при Аустерлице – Смоленское сражение – Бородинское сражение – сражение под Лейпцигом – битва при Ватерлоо;

3) Бородинское сражение – Смоленское сражение – сражение при Аустерлице – сражение под Лейпцигом – битва при Ватерлоо;

4) битва при Ватерлоо – сражение при Аустерлице – Смоленское сражение – Бородинское сражение – сражение под Лейпцигом;

5) сражение при Аустерлице – Бородинское сражение – Смоленское сражение – битва при Ватерлоо – сражение под Лейпцигом.

3. Определите принцип, в соответствии с которым объединены все исторические личности, кроме одной: П.И. Багратион, П.Х. Витгенштейн, К.П. Кауфман, А.П. Тормасов, Н.Н. Раевский.

Укажите фамилию, являющуюся единственным исключением из выявленного принципа.

4. Назовите объединение правителей ряда стран Европы и России, созданное в первой половине XIX в. с целью сохранения мира в Европе и поддержки старых монархических династий.

1) Сердечное согласие; 4) Тройственный союз;

2) Союз трех императоров;

3) Священный союз; 5) Христианский альянс.

5. Первое издание Полного собрания законов Российской империи было выполнено под руководством _______________.

6. Принципами теории официальной народности являлись: _________________________.

7. Установите соответствие между именами правителя России и событиями, характеризующими внешнюю политику периода его правления:

1) Подписание Георгиевского трактата о переходе Восточно-Грузинского царства под покровительством России;

2) Подписание Фридрихсгамского договора, присоединение к России Финляндии;

3) Подавление венгерской революции русскими войсками;

4) Продажа Аляски и Алеутских островов США;

5) Заключение Англо-российского соглашения по Персии, Афганистану и Тибету.

А) Александр I Павлович;

Б) Николай I Павлович;

В) Александр II Николаевич;

Г) Николай II Александрович.

А Б В Г
       

8. Выберите пару, составленную но принципу: проведенные преобразования во внутренней политике России — видный государственный деятель, при непосредственном участии которого произошло данное преобразование:

1) введение подушной подати - М.М.Сперанский;

2) осуществление земской реформы — А.А.Аракчеев;

3) учреждение Министерства иностранных дел — A.M. Горчаков;

4) учреждение Московского университета — И.И.Шувалов;

5) отмена крепостного права - С.Ю.Витте.

9. Выберите утверждение, характерное только для славянофилов (но не западников):

1) исторический путь России принципиально отличен от Европы, а по своим началам даже выше последнего;

2) необходимость отмены крепостного права;

3) одобрение господства монголо-татар па Руси, защитивших Русь от идеологической экспансии Запада;

4) необходимость установления в России конституционной монархии;

5) приверженность «общинному социализму» и идее революционного переустройства общества.

10. 21 августа 1856 г. российским посольствам и миссиям при европейских дворах был разослан циркуляр главы Министерства иностранных дел Российской империи. Циркуляр отражал новый внешнеполитический курс России, а одна из его фраз стала впоследствии крылатой: «Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, Она сосредотачивается».

Назовите автора циркуляра. С какими событиями внешней политики России и международных отношений середины XIX века связан данный циркуляр? Назовите другую известную ноту данного министра, разосланную в 1870 г.

11. Какое из перечисленных положений характеризует «восточный вопрос» во внешней политике России в XIX веке?

1) противоречия между Россией и Турцией из-за проливов Босфор и Дарданеллы;

2) споры с Японией из-за территориальной принадлежности Курильских островов;

3) необходимость установления границы с Китаем;

4) борьба России с Англией за влияние в Персии;

5) противоречия между Россией и США относительно принадлежности Аляски.

12. «Великими реформами» называют в исторической науке:

1) реформы Петра I; 4) реформы Екатерины II;

2) реформы Столыпина; 5) реформы 60-70-х гг. XIX в.

3) реформы Избранной Рады;

13. Крестьянская реформа 1861 года …

1) разрушила крестьянскую общину;

2) поощряла выселение крестьян на хутора;

3) уничтожала сословное неполноправие крестьян;

4) предоставляла крестьянину личную свободу за большой выкуп;

5) сохраняла поземельную зависимость крестьянина от помещика.

14. По судебной реформе 1864 г…

1) состав окружного суда назначался царем;

2) вводился суд присяжных;

3) каждое сословие получало свой сословный суд;

4) представительное следствие могли проводить помещики;

5) решение суда могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

15. В результате проведения Военной реформы в 1874 г. в России:

1) введен рекрутский набор в армию;

2) введена всесословная воинская повинность;

3) создана регулярная армия вместо дворянского ополчения;

4) увеличено число наемных войск.

16. Реформы 60-70-х годов XIX века привели к …

1) ограничению самодержавия;

2) превращению России в правовое государство;

3) росту производительных сил страны;

4) превращению России в передовую промышленную державу.

17. Революционные народники…

1) считали капитализм благом для России;

2) боролись за парламентскую республику;

3) последовательно защищали интересы крестьянства;

4) считали пролетариат основной революционной силой;

5) принципиально отказывались от тактики индивидуального террора.

18. С его именем связывают проведение в России политики контрреформ. Он был сторонником патриархально-попечительной власти самодержца, национальной самобытности, разделял антилиберальные и антизападнические взгляды. Под давлением обстоятельств его правительство приняло ряд мер в интересах крестьян, ввело фабричное законодательство, активно развивало капиталистические отношения в экономике страны.

Назовите имя этого российского императора. _____________________.

19. Выдающийся русский ученый, математик XIX в., изменивший трактовку пятого постулата Евклида и положивший начало новой «воображаемой» геометрии,:

1) А.Г. Столетов; 2) Н.И. Лобачевский; 3) П.Л. Чебышев; 4) П.Н. Лебедев.

20. Для русской философии Серебряного века было характерно следующее явление:

1) отказ от «русской идеи»;

2) приверженность немецкой классической философии XIX в.;

3) выработка новых религиозно-нравственных идеалов на основе православия;

4) выработка новых социальных норм, основанных на марксизме.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

 

1. Охарактеризуйте основные направления реформаторской деятельности Александра I. Объясните, почему не были полностью осуществлены замыслы реформ.

2. Определите место Сената в системе государственного управления, его задачи и функции.

3. «Канцелярским Наполеоном» именовали его современники. О ком идет речь?

4. В чем состояло историческое значение Отечественной войны 1812 года.

5. Объясните содержание понятия «аракчеевщина».

6. Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX веке?

7. Назовите события, которые могли повлиять на возникновение и деятельность тайных обществ в России (1816-1825 гг.).

8. Как П.Я. Чаадаев ставил вопрос о месте России в мировой истории?

9. Какие вопросы являлись главными в дискуссии между западниками и славянофилами?

10. Выдающий русский изобретатель-самоучка И.М. Ползунов создал первую в мире паровую машину во второй половине XVIII в., на 20 лет раньше англичанина Уатта. В Англии паровая машина Уатта вскоре нашла широкое применение в процессе промышленного переворота. В России это изобретение долго не находило практического применения. Почему по-разному сложилась судьба одного и того же изобретения в Англии и в России?

11. «Гонфалоньером (знаменосцем) свободы» называли некоторые современники Николая I в первые годы его царствования. «Начало периода реакции» - так охарактеризованы первые годы царствования Николая I в учебнике «История России. XIX век.» П.Н. Зырянова. На чем основывается каждое из суждений? Какое из них вы поддерживаете?

12. Поражение России в Крымской войне означало крушение принципов николаевского царствования – так считают некоторые историки. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.

13. Объясните, в чем состояла историческая необходимость проведения реформ в России в середине XIX века.

14. Реформы 1861-1874 гг. в России были вехой на пути перехода от традиционного общества к индустриальному. Опровергните или докажите правильность этого положения.

15. В статье известного публициста Д.И. Писарева говорилось: «Вот ultimatum нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушилось вдребезги, то хлам: во всяком случае… от этого вреда не будет и не может быть».

16. Как называлось направление общественной мысли, идеи которого были изложены Д.И. Писаревым?

17. Почему это направление получило такое название? Какое литературное произведение XIX в. помогает нам раскрыть смысл этого понятия?

18. «Диктатурой сердца», «бархатной диктатурой», «политикой пушистого хвоста и волчьей пасти» называли современники внутриполитический курс М.Т. Лорис-Меликова. Почему мероприятия, проведенные по инициативе М.Т. Лорис-Меликова, получили такое название?

19. Охарактеризуйте основные направления в идеологии народничества. С именами каких общественных деятелей связаны эти направления?

20. Охарактеризуйте государственную политику в сфере промышленности России в пореформенный период. Перечислите последствия этой политики.

21. Охарактеризуйте особенности экономического развития России в начале ХХ века.

22. Как изменилась система власти в России в ходе революции 1905-1907 гг. 151. Каковы были права и положение Государственной думы?

23. Объясните, в чем состояла сущность аграрного вопроса в России до реформы Столыпина, как она изменилась после реформы.

24. Охарактеризуйте геополитическое положение Российской империи накануне Первой мировой войны. Какие главные задачи определяли внешнюю политику страны?

25. Назовите основные этапы становления и развития индустриального общества в России в конце XIX- начале XX вв.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. Россия в европейском конфликте начала XIX века.

2. Декабристы – первые революционеры или «вольнолюбивые мечтатели»?

3. Влияние Отечественной войны 1812 года на российское общество.

4. Политический сыск и политическая цензура в России в XIX веке.

5. Западники и славянофилы: дискуссии о путях развития России.

6. Судьба реформатора М.М. Сперанского.

7. Присоединение Кавказа. Судьбы горских народов.

8. Крымская война: причины и последствия.

9. Культура России в первой половине XIX века.

10. Реформы царствования Александра II.

11. Земство и народное образование.

12. Национальный вопрос во второй половине XIX века.

13. Рабочее движение в России в конце XIX века.

14. Российский либерализм XIX века.

15. Консервативный лагерь и политическая реакция конца XIX века.

16. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

17. Развитие науки и техники во второй половине XIX века.

18. «Серебряный век» русской культуры.