Реформы.

Земские и городские

Вслед за крестьянской реформой в России проводятся преобразования в других сферах — местного управления, суда, образования, в во­енном деле и др. К марту 1863 г.,после предварительной работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губерн­ских и уездных земских учреждениях», утвержденные Алек­сандром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреж­дения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернс­ких земских управ). Те и другие избирались на трехлет­ний срок. Все избиратели делились на три курии — земле­владельцев, городских избирателей, выборных от сельс­ких обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей — многоступенчатыми и бесцензовыми. Зем­ства были лишены каких-либо политических функций, за­нимались исключительно хозяйственными вопросами мес­тного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попе­чение о местной торговле и промышленности и т. д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статисти­ки и другие служащие. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства. По тем же принципам, что и земская, проводилась город­ская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправ­ления — городские думы, избираемые на четыре года. Го­родские думы избирали на тот же срок исполнительные органы — управы. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов.