Новое время
Развитие культуры в
XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Это течение распространяется во всех странах Европы. В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродетелей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистического индивидуализма. Культура в своем развитии ориентируется на возвращение к античности, усвоение ее классического наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т. д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этических вопросов, рассмотрением социально-политических проблем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное развитие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.
В XVI—XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапливают фактический материал, полученный в результате наблюдений. Развитие астрономии вследствие деятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира — гелиоцентрической.
Культура поднимается на качественно новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обосновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейской культуре — рационализма. Со второй половины XVII века ощущается воздействие рационализма, который нашел свое воплощение в классицизме, направлении, основанном на превалировании разумного над чувственным. Строгие, пропорциональные, симметричные формы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе — вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половине XVII века во Франции, а в XVIII в. распространяется по всей Европе.
XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просвещения».Данное интеллектуальное движение затронуло все сферы жизни общества и стало настоящим интернациональным явлением. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителей — Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джефферсон и др. Они творили в различных сферах науки и. искусства и именно их труды сформировали фундамент современной цивилизации. Общей чертой для всех просветителей был настоящий «культ науки». Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к более совершенным формам организации социальной жизни. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которому общество передает часть своих прав государству. Что же касается государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она заключается в том, что три составляющие (ветви) власти: установление законов (законодательная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), — не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разделяться, дополнять и сдерживать друг друга.
Литература: 2-й – раздел 4.1.
Лекция № 28