Новое время

Развитие культуры в

 

XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного рас­цвета европейской культуры, которая в этот период разви­вается под знаком гуманизма. Это течение распространяется во всех странах Европы. В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродете­лей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистичес­кого индивидуализма. Культура в своем развитии ориенти­руется на возвращение к античности, усвоение ее класси­ческого наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитекту­ра, живопись, политические теории и т. д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители — Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Ма­киавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этических вопросов, рассмотрением социально-политических про­блем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное раз­витие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.

В XVI—XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Ученые накапли­вают фактический материал, полученный в результате на­блюдений. Развитие астрономии вследствие де­ятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира — гелиоцентрической.

Культура под­нимается на качественно новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и фило­соф Ф. Бэкон научно обосновал ведущую роль эксперимен­та в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» сконструировал су­губо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейской культуре — рационализма. Со второй половины XVII века ощущается воздей­ствие рационализма, который нашел свое воплощение в классицизме, направлении, основанном на превалировании разумного над чувственным. Строгие, пропорциональные, симметричные формы в искусстве; жесткие правила и ка­ноны в литературе — вот характерные признаки, свой­ственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцве­та во второй половине XVII века во Франции, а в XVIII в. распространяется по всей Европе.

XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просве­щения».Данное интеллектуальное движение затронуло все сферы жизни общества и стало настоящим интернациональ­ным явлением. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителей — Гоббс, Локк, Вольтер, Мон­тескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джефферсон и др. Они творили в различных сферах науки и. искусства и именно их труды сформировали фундамент со­временной цивилизации. Общей чертой для всех просвети­телей был настоящий «культ науки». Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к бо­лее совершенным формам организации социальной жизни. Ог­ромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий есте­ственных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которому общество пе­редает часть своих прав государству. Что же касается го­сударства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К дос­тижениям Просвещения в сфере политической науки мож­но отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она заключается в том, что три составляю­щие (ветви) власти: установление законов (законодательная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), — не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разделяться, дополнять и сдерживать друг друга.

 

Литература: 2-й – раздел 4.1.

 

 

Лекция № 28