Крестовые походы.

Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоева­тельных походов на Восток, прежде всего, в Святую Зем­лю. Так христиане называют Палестину, где, согласно Еван­гелиям, был распят и воскрес Иисус Христос. Главной предпосылкой крестовых походов явилось стремление рим­ских пап распространить свою власть на новые страны. В 1095 г. папа Урбан IIпризвал освободить от неверных Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую до­бычу, отпущение грехов, а павшим в бою — райское бла­женство. На призыв Урбана IIоткликнулись рыцари, для которых война ради наживы была привычным и главным занятием, крестьяне, мечтавшие вырваться из нищеты, освободиться от долгов (папа дал отсрочку от платежей до возвращения из похода), избегнуть голода, вызванного рядом неурожайных лет; городские бедняки, а также воры, нищие, бродяги, которым уже нечего было терять. Эти люди стали нашивать на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Святую Землю. Отсюда при­нятое историками наименование походов на Восток — кре­стовые походы. Первыми в Святую Землю двинулись от­ряды крестьян (так называемый «поход бедноты»). По пути они грабили поселения, считая, что все это — Божье и принадлежит им. Вопреки совету византийского импера­тора, который предлагал дождаться основных сил, состо­явших из хорошо вооруженных рыцарей, они переправи­лись в Малую Азию, где почти все были уничтожены турка­ми-сельджуками.

Первый поход (1096-1099гг.). Единого командования рыцарское ополчение не имело. Разными путями кресто­носцы прибыли в Константинополь. Византийцы, в свою очередь, поспешили переправить крестоносное войско в Малую Азию. На пути к Гробу Господню мусульмане по­стоянно тревожили европейцев стычками, между вождями крестоносцев вспыхивали ссоры, в результате чего к Иеру­салиму подошла лишь пятая часть войска. После месяч­ной осады город был взят штурмом. На завоеванных землях было создано Иерусалимское королевство. Значи­тельная часть крестоносцев, забрав добычу, вернулась в Европу. Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю, стали духовно-рыцарские ордена (в переводе с ла­тинского «орден» — организация, сообщество). Это были орден Госпитальеров (другое название — иоанниты), ор­ден Тамплиеров (в переводе с французского — «храмовни­ки»), а также Тевтонский орден (в переводе — «немец­кий», поскольку большинство его членов были из Герма­нии). В ордена входили рыцари, которые давали как монашеские обеты (бедности, безбрачия, послушания), так и обет бороться с оружием в руках с «врагами христианс­кой веры». Жители покоренных крестоносцами стран не­навидели завоевателей. Мусульмане создали сильное госу­дарство, объединившее Египет и Сирию, во главе которого встал Силах ад Дин. Он объявил крестоносцам джихад — священную войну — и сумел отбить Иерусалим (1187 г.). Последующие крестовые походы, организованные разны­ми европейскими королями с целью вернуть Иерусалим, ус­пеха не имели. Город остался в руках мусульман. Крестовые походы превращались в грабительские предприятия евро­пейских феодалов, направленные на захват новых земель и богатств. Это ярко проявилось в ходе четвертого похода (1204г.), когда крестоносцы вмешались в распрю между членами византийской императорской семьи и взяли штур­мом христианский город Константинополь, разграбили его дома, торговые склады и храмы (включая храм Святой Софии). Завладев богатейшим городом Европы, крестонос­цы не пошли в Палестину, а создали государство на землях Византии. После этого крупных походов на восток уже не было, крестоносцы постепенно теряли свои завоевания, а в 1291 г. пала крепость Акра — последний оплот крестонос­цев на Святой Земле.

В итоге закрепиться в восточных странах европейцам не удалось. В выигрыше оказались лишь купцы итальянских городов Венеции и Генуи, так как средиземноморская тор­говля, контролировавшаяся ранее византийцами и араба­ми, теперь почти полностью перешла в их руки. Проник­новение европейцев на Восток способствовало расширению их представлений о странах этого региона. Жители Евро­пы стали выращивать новые для них полезные растения (рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы), заимствовали технические изобретения (ветряные мельницы), особеннос­ти быта (горячие бани). Вернувшиеся из походов рыцари приобрели вкус к восточным товарам (пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам). Это способствовало дальнейшему развитию торговли.