Русского общества в VIII в.

Эпоха Екатерины Великой. Особенности развития

 

1. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины П.

2. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

 

Политика «просвещенного

абсолютизма» Екатерины П.

 

 

Просвещенный абсолютизм — это политика, проводив­шаяся в большинстве европейских монархий в середине и второй половине XVIII века, заключавшаяся в преобразо­вании «сверху» наиболее устаревших феодальных инсти­тутов. В основе этой политики лежали идеи европейского Просвещения XVIII века, пользуясь популярностью кото­рых, монархи изображали свое правление как союз фило­софов и государей.

Первые годы царствования Екатерины II, пришедшей к власти в России в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., также прошли под знаком политики «просвещен­ного абсолютизма». Однако новая императрица сразу дала понять, что все преобразования она будет осуществлять самодержавно. Господство абсолютистских порядков нашло свое отражение в сенатской реформе: под предлогом упоря­дочения работы Сената, он был разделен на шесть департа­ментов. Тем самым, последний был существенно ослаблен как законодательный орган, став лишь своеобразным «хра­нилищем» законов. В руках императрицы сосредоточива­ется практически вся законодательная и распорядительная власть, которую она осуществляет через собственную кан­целярию. Тем не менее, Екатерина II понимала, что пра­вить открыто самовластно нельзя. Продворянская, крепост­ническая политика императрицы проводилась ею в форме просвещенного абсолютизма. Наиболее ярким проявлением этой политики явилась Комиссия по составлению проекта нового Уложения и «Наказ», составленный Екатериной II специально для депутатов этой концессии. К 60-м годам XVIII века Российская империя не имела надлежащей за­конодательной системы. Соборное уложение, функциони­рующее с 1649 г., к этому времени совершенно устарело. Императрица, действуя в духе идей европейского Просве­щения, решилась созвать выборных от различных сосло­вий для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех слоев общества и быстро развивающегося государ­ства закона.

Уложенная комиссия работала с 31 июля 1767 г. по 18 декабря 1768 г. В нее вошли представители от дворян­ства, городов, духовенства, государственных крестьян и т. д. (Доминирующее положение в Комиссии заняли дворянские депутаты, имевшие здесь явное численное большинство. Они высказались против какого-либо ограничения крепостного права, выступив с требованием увеличения роли дворянства в областных судах и управлении. Дворяне попытались обо­сновать свое исключительное право владеть крестьянами. Особых полномочий на занятие торговлей и устроительство заводов и мануфактур требовали для себя представители ку­печества. После длительных и бесплодных споров, Комис­сия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Своей непосредственной задачи — выработки ново­го кодекса законов — она не выполнила. Несмотря на это, комиссия все же сыграла определенную роль: с ее помощью Екатерина II смогла выяснить интересы и умонастроения различных слоев русского общества, убедившись в совер­шенной невозможности отмены крепостного права в бли­жайшем будущем и осознав, что именно дворянство на дан­ном этапе развития России является важнейшей опорой са­модержавной монархии. На этих постулатах и основывалась последующая внутренняя политика Екатерины П.

Укрепление сословного строя. Усиление эксплуатации и невиданный разгул крепостничества привели к тому, что в 60-70-е годы по России прокатилась волна антифеодаль­ных выступлений крестьян, казаков, работных людей, круп­нейшим из которых стала крестьянская война под предво­дительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.). Это выступление, подавленное с огромным трудом, потрясло крепостнические устои страны, самым наглядным образом продемонстрировав силу и беспощадность народного бунта.

Крестьянская война показала, что существующая структу­ра управления на местах не в силах предотвратить соци­альные выступления. 7 ноября 1775 г. было издано «Уч­реждение для управления губерний Всероссийской импе­рии». Страна делилась на 50 губерний, в каждой из которых проживало примерно по 300—400 тысяч душ мужского пола податного населения. Данные администра­тивные единицы, в свою очередь, состояли из 10—12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый импера­тором и контролировавший деятельность всех учреждений и должностных лиц. Губернатору подчинялись все воинс­кие части и команды. Главным финансовым учреждением в губернии была казенная палата, возглавляемая вице-гу­бернатором. Кроме того, в каждой губернии функциони­ровали: «верхний земский суд» — для дворян; «губерн­ский магистрат» — для купцов и мещан; «верхняя земс­кая расправа» — для однодворцев и государственных крес­тьян. Губернская реформа 1775 г. значительно укрепила власть государства на местах. Заметно усилилось влияние со­словного дворянства. Дворяне практически безраздельно гос­подствовали в уездах, выбирая угодную им власть из своей среды.

Продолжением продворянской политики Екатерины II ста­ла «Жалованная грамота дворянству», данная 21 апреля 1785 г. Дворяне жаловались монопольным правом на владе­ние крестьянами, землей и недрами, правом основывать заво­ды и фабрики, освобождением от налогов и телесных наказа­ний. Кроме того, дворянство приобретало особую сословную привилегию на корпоративное устройство в рамках губерн­ских и уездных собраний. Предводители дворянства получа­ли право заявлять о своих пожеланиях самому императору. В ранг российского дворянства были включены прибалтийс­кие бароны, польская шляхта, казацкая старшина, что окон­чательно консолидировало сословие дворян в России.

В тот же день 21 апреля 1785 г. правительство опубли­ковало «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». В соответствии с этим документом, все город­ское население делилось на шесть разрядов. В первый раз­ряд, независимо от сословной принадлежности, входили люди, имевшие в городе недвижимую собственность, к ним относились также дворяне и духовенство. Второй разряд составляли купцы, разделенные в зависимости от капита­ла на три гильдии. Цеховые ремесленники города состав­ляли третий разряд. В четвертый разряд вошли иногородцы и иностранцы, постоянно проживающие в городе. Пятый разряд составляли люди «благородных» занятий — ученые, художники, банкиры, коммерсанты и пр. И, на­конец, к шестому разряду относились так называемые «по­садские люди», занимавшиеся мелкой торговлей, ремес­лом и другими промыслами. Раз в три года жителями всех разрядов избирались органы городского управления: го­родской голова и Шестиглавая Дума (состоявшая из шес­ти членов), работавшая на постоянной основе. В принци­пе, эти учреждения представляли собой исполнительные органы городского самоуправления. Однако в действитель­ности вся реальная власть в городах оставалась в руках городничего и полицмейстера. Дума занималась второ­степенными вопросами благоустройства и санитарного состояния. Первоначально Екатерина II намеревалась завершить освобождение сословий предос­тавлением Жалованной грамоты государственным кресть­янам. Но на такой рискованный шаг правительство не пошло, опасаясь дворянского недовольства.

Правление Екатерины II, таким образом, можно услов­но разделить на два этапа, имевших различную социаль­но-политическую направленность. В течение первого пе­риода (до восстания Пугачева) продворянская политика была прикрыта идеями «просвещенного абсолютизма»; дек­ларировалась необходимость создания «справедливых» за­конов, «равных» для всех подданных. Второй период (после крестьянской войны и до смерти Екатерины II) представ­лял собой эпоху открытой дворянской реакции. В это вре­мя дворяне приобретают чрезвычайно широкие права ипривилегии, крепостное право достигает своего апогея.