Киевская Русь

Становление государства

Став в 882 г. князем киевским, убив вероломно киевских правителей Аскольда и Дира, Олег прежде всего принял меры к укреплению своей власти. Он «нача города ставити», т. е. стал воздвигать крепости — опорные пункты для управления и собирания дани и для обороны рубежей Руси от врагов. Укрепив свое положение и обес­печив источники средств для содержания дружины, Олег приступил к подчинению Киеву других восточнославянских племен. В 883 г. он покорил древлян, в 884 г. — северян, в 885 г. — радимичей, воевал с уличами и тиверцами, но не мог подчинить их своей власти. Покоренные племена обязаны были платить Олегу дань и поставлять ему военную силу. Таким образом, Олег создал территорию от Киева до Новгорода, которую историки считаютпервым русским государством.

К началу Х в. русских купцов в Византии стали притеснять, что вызвало поход в 907 г. под руководством князя Олега. Половина русского войска шла по Днепру и морю в ладьях, половина — в конном строю по берегу Моря. Ладей было 2 тысячи. Греки преградили вход в Бос­фор цепями, но Олег поставил ладьи на колеса, и сила ветра, направленная в паруса, погнала их по суше, как по воде. Часть войска, шедшая по суше, опустошила ок­рестности Царьграда. Видя решимость русских довести дело до штурма, греки поспешили заключить мир с Оле­гом, заплатив ему огромную дань. В честь победы князь прибил на воротах Царьграда свой щит. Был заключен договор, гарантировавший русским купцам беспошлин­ную торговлю и бесплатное содержание на весь срок их пребывания в Царьграде. В 911 г. этот договор был перезаключен. После этой победы народ назвал Олега «вещим», или волхвом. Умер Олег в 912 г.

После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912-945). Объединение восточнославянских племен вокруг Киева на первых порах было непрочным и держалось исключительно на силе оружия. При переходе власти от од­ного князя к другому отдельные племена, как правило, от­казывались повиноваться новому князю, и их снова нужно было завоевывать. Так, после смерти Олега древляне вос­стали против Киева, и Игорю пришлось снова покорить их. и наложить на них дань «больше Олеговой». В 940 г. после долгого сопротивления были покорены уличи и тиверцы.

В 940-м году греки перестали выполнять условия договора и снова начали притеснять русских купцов, что вынудило князя Игоря в 941 г. отправиться в поход. Собранный им флот в 10 000 ладей достиг Босфора. Византийский флот, применив «греческий огонь», уничтожил большую часть ладей. Остатки русского войска частями добиралась до Днепра. Торговля с греками прекратилась.

После неудачи похода 941 г. князь Игорь собрал ещё более многочисленное войско, призвал варяжские дружины, нанял печенежское конное войско. Византийский император Роман I направил навстречу Игорю посольство для переговоров о мире. Послы встретили русское войско уже наДунае. После совета со своей дружиной князь, взяв с греков богатую дань, согласился прекратить поход и возвратился в Киев. Был заключен новый договор, устанавливавший некоторые ограничения для русских послов и купцов (беспошлинная торговля отменена и т. д.), обязывавший Русь не претендовать на Крым и не держать военной силы в устье Днепра.

Киевский князь не был, однако, самодержцем в букваль­ном смысле слова. Он управлял от имени своих ближай­ших родственников и ближайшего окружения — крупного боярства, формировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати города Киева.

Материальной основой существования дружины в IX — первой половине X в. были, с одной стороны, военные походы и связанные с ними грабежи и торговля, с другой — так называемое «полюдье», представляемое регулярный, упорядоченный (очевидно, обычным правом и конкретными договорами) сбор дани в пользу княжеской дружины или дружины приближенных князя. Собиралась она натурой (мехами, медом, воском, рабами и т. д.) и потом сбывалась во время походов в чужие страны.

Великокняжеская власть вела борьбу с остатками мест­ной независимости. Наиболее показательный пример тому - история гибели князя Игоря и мести за нее его вдовы, княгини Ольги. Вернувшись из похода на Каспий, Игорь в 945 г. попытался вопреки договоренности с древлянами, заключенными в 914 г., дважды собрать с них дань, что закончилось восстанием последних во главе с их племенным князем Малом. Игорь был убит и часть дружины, с которой он пошел брать дань во второй раз, перебита.

После смерти Игоря держала Русь в своих руках его жена Ольга (скандинавское имя Хельга). Выйдя за Игоря замуж еще в 903 г., Ольга (ряд летописей сообщает, что у того были и другие жены) к 40-м годам X в. жила с киевским князем раздельно: Ольга — в Вышгороде, а Игорь — в Киеве. Однако она отвергла сватовство древлянского князя Мала и жестоко расправилась с мятежным племенем. Первых древлянских послов к ней она приказала живьем зарыть в землю, вторых — сожгла в бане. Пригласив верхушку древлян на поминки по мужу, она велела дружине перебить гостей на пиру. В 946 г. она осадила главный город древлян — Искоростень и через три месяца взяла его штурмом, уничтожив значительную часть населения.

Став правительницей Киева, Ольга проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Кие­ва. В 947 г. она установила твердые размеры данидля древ­лян и новгородцев.Взимание дани было упорядочено. В дальнейшем установлены нормы дани для всех племен инародов, входивших в состав Руси, чтобы не повторилось истории, похожей на убийство Игоря. Были установлены нормы дани — «уроки» — и созданы центры административно-финансового управления. Этими центрами были «погосты» и «места» (сельбища). Здесь находились княжеские мужи, ведавшие сбором дани, судебных пошлин и творив­шие суд на основе «закона русского». Сюда привозилась дань населением прилегающей округи. Дань взималась с«дыма», или «рала» (плуга), т. е. с отдельного хозяйства. По сути дела этим мероприятием с середины X в. «полю­дье» было ликвидировано из быта Киевской Руси, по крайней мере для центральных земель, и заменено ранними фор­мами налога.

Ольга, названная в истории «устроительницей земли Рус­ской», сделала и другой решительный шаг в укреплении власти киевского князя. Она ликвидировала племенные кня­жения и насадила везде свою администрацию.Местные «светлые и великий князи» становились боярами киевского князя.

Ольга выделяется еще и тем, что в 957 г. она приняла христианствои впоследствии способствовала распространению этой религии на Руси. Однако широких слоев русского населения это движение не охватило, оно по-прежне­му в основной своей массе оставалось языческим. Сын Ольги, Святослав, став великим князем, не препятство­вал этим начинаниям матери, но при­нявших христианство своих дружин­ников высмеивал. Впоследствии за свою миссионерскую деятельность в языческой стране Ольга была причис­лена к лику русских святых. Умерла Ольга 11июля 969 г.

Литература: 1-й – раздел 1.6 – 1.8;

2-й – раздел 3.2.2

 

Лекция № 4

Русь во времена Святослава и Владимира Святого.

1. Великий князь Святослав;

2.Роль Владимира Красное Солнышко в укреплении государственности на Руси

3. Принятие христианства на Руси